После полугодовой паузы правительство вновь обсудит налог на финансовый результат (НФР). Это новый налог для нефтяников, который поддерживает Минэнерго, но он не устраивает Минфин. Совещание пройдет на следующей неделе, рассказали «Ведомостям» два чиновника и один из участников обсуждения. В конце апреля вице-премьер Аркадий Дворкович доложил президенту Владимиру Путину, что нужно вернуться к внедрению НФР, а обсуждение предложенного Минфином налога на добавленный доход (НДД) отложить, рассказывают два чиновника. Причина – Минфин так и не представил проект закона об НДД, а НФР проработан намного лучше, объясняют они. О результатах обсуждения НДД вице-премьер планирует доложить в начале 2017 г. Представитель Дворковича лишь подтвердил, что доклад направлен.
Законопроект об НФР был разработан в прошлом году. Предлагалось опробовать налог на нескольких месторождениях «Лукойла», «Роснефти», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и т. д. Применяя НФР, компании освобождались бы от НДПИ, которым облагается вся выручка независимо от затрат и финансового результата. Налогооблагаемая база для НФР – прибыль от реализации нефти, ставка – 60%. Это позволило бы компаниям снизить налогооблагаемую базу и инвестировать в разработку дорогих труднодоступных залежей. НФР был придуман прежде всего для зрелых месторождений Западной Сибири, где добывается 60% российской нефти. Минфин предложил альтернативу – НДД со ставкой 70% для новых месторождений. Но в прошлом году законопроект об НФР так и не был принят Госдумой. Минэнерго заявило, что будет работать над НДД и министерства постараются достичь компромисса.
Договориться не удалось, рассказывают чиновники. Для старых месторождений Минфин представил слишком невыгодные параметры, а для новых месторождений в Восточной Сибири переход на НДД ухудшает экономику, так как они уже имеют льготы по экспортной пошлине, рассказывали они ранее. Пока подход Минфина такой: число пилотных старых месторождений и количество нефти, которые могут экспериментально облагаться НДД, нужно максимально сократить, а для новых месторождений с помощью НДД просто увеличить налоговую нагрузку, говорит человек, близкий к одной из нефтяных компаний. Представители Минфина, «Газпром нефти», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Лукойла» не ответили на вопросы.
Западная Сибирь – единственная территория, где у нефтяников почти нет стимулов для увеличения извлечения нефти, так что добыча из года в год падает, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. НДД и НФР имеют схожую концепцию, но НФР для зрелых западносибирских месторождений проработан лучше, говорит он. А для новых месторождений уже есть стимул в виде льгот по экспортной пошлине, заключает эксперт.