ФАС и Минэнерго обсуждают снижение вдвое нормативов продаж топлива на бирже, рассказали источники «Интерфаксу» и подтвердили собеседники. Два источника уверены, что такое решение будет принято. Сейчас нефтекомпании обязаны продавать на бирже не менее 10% бензина и 6% произведенного дизтоплива. Это требование указано в совместном приказе Минэнерго и ФАС, а также в положениях постановления правительства №1720, которое было принято в связи с введением обратного акциза на нефть для НПЗ.

Меры будут носить временный характер, говорят источники, сейчас обсуждается изменение нормативов продаж с 1 мая до 30 июня.

В ФАС подтвердили “Ъ” «обсуждение возможности введения временного разового снижения нормативов продаж нефтепродуктов на бирже (в два раза от действующих) до 30 июня». Начальник управления ТЭКа службы Армен Ханян сообщил, что соответствующие поправки подготовлены и проходят межведомственное согласование. «Предложения продиктованы сложившейся текущей экономической ситуацией, снижением спроса на нефтепродукты и изменением мировой конъюнктуры нефтяной отрасли, в том числе на фоне распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19»,— говорит он. По мнению чиновника, временное снижение нормативов продаж позволит стабилизировать ситуацию и обеспечить баланс спроса и предложения на рынках нефтепродуктов. В Минэнерго отказались от комментариев.

В правительстве обсуждают эти меры на фоне снижения спроса на топливо во время карантинных мер, связанных с коронавирусом. В течение последних лет Минэнерго и ФАС, напротив, обсуждали повышение нормативов из-за высоких цен на топливо на бирже. За такую меру активно выступали владельцы независимых АЗС. Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша сообщил, что союз против снижения нормативов продаж топлива на бирже. «Мы видим, что производство бензинов снизилось уже на 20%. Если нефтекомпании пойдут на двукратное снижение объемов продаж на топливо, то может возникнуть угроза его недостатка и роста цен, от чего могут пострадать целый ряд регионов, особенно это касается Дальнего Востока»,— считает он.

В связи со снижением спроса бизнес нефтекомпаний по продаже топлива в целом находится на грани рентабельности. По данным «Петромаркета», российским НПЗ удалось существенно снизить производство бензина, экспорт которого не только неэффективен сейчас, но и сопряжен с определенными сложностями из-за инфраструктурных ограничений. Так, по оценкам, за 14 дней апреля снижение среднесуточного выпуска бензина составило 15% в сравнении с апрелем предыдущего года, производство же традиционного экспортного продукта — дизтоплива — на фоне роста переработки нефти, напротив, выросло на 11%.

Сбалансировать внутренний рынок моторных топлив и избавить НПЗ от неоправданных потерь, которые они несут сейчас из-за регулятивных требований, можно было бы путем ослабления нормативов обязательных продаж продуктов на СПбМТСБ, считают в «Петромаркете».

Достаточно было бы снизить норматив биржевых продаж для автобензина с 10% до 6%, а для дизтоплива — с 6% до 5% от соответствующих объемов выпуска. Такие пониженные нормативы, полагают аналитики, имело бы смысл ввести на все время действия карантинных мероприятий.