Принят Федеральный закон № 389-ФЗ, вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ, в частности, ряд изменений, касающихся нефтяной отрасли. Подписанный президентом РФ закон размещен на портале официального опубликования правовых актов.
Поправки (N369931-8) были внесены правительством в рамках реализации основных направлений налоговой политики.
Так, предполагается срезание в 2 раза выплат нефтяным компаниям по топливному демпферу с сентября 2023 года до конца 2026 года.
Ранее Минфин отмечал, что топливный демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков, и, чтобы исправить эту ситуацию, предлагается его "уполовинить". В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд руб. в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе важно будет контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.
Принятый закон также устанавливает индикативную цену бензина на внутреннем рынке на 2026 год для расчета демпфера в размере 67 тыс. 300 рублей за тонну (60 тыс. 450 рублей в 2025 году), индикативную цену дизтоплива на внутреннем рынке на 2026 год в размере 58 тыс. 950 рублей за тонну (57 тыс. 200 в 2025 году). Индикативная цена для расчета демпфера по керосину на 2026 год устанавливается в размере 67 тыс. 300 рублей (в 2025 году - 64 тыс. 700 рублей).
Также повышаются акцизы на бензин и дизельное топливо на 0,9 процентных пункта в 2024 к запланированному ранее уровню (то есть индексация составит 4,9%, а не 4%), в 2025 и 2026 годах индексация составит 4% к новым предлагаемым уровням (ранее на 2025 год также предполагалась индексация в 4%).
Так, согласно документу, акцизы на бензины класса ниже 5 в 2024 году предлагается установить в размере 15 тыс. 458 рублей за тонну, в то время как по действующему законодательству предполагался рост до 15 тыс. 325 рублей за тонну (рост на 0,9 п.п.), акциз на 2025 год вырастет с 15 тыс. 938 до 16 тыс. 76 рублей за тонну (индексация в 4%), акциз на 2026 год предлагается установить в размере 16 тыс. 719 за тонну (индексация к 2025 году в 4%).
Такая же индексация предполагается по бензинам класса выше 5, дизельному топливу и моторным маслам. Ставки акциза по авиакеросину предлагается оставить неизменными - 2 тыс. 800 рублей за тонну.
Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. До апреля 2023 года он рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительной, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательной - нефтяники платили в бюджет. Однако санкции против РФ привели к тому, что считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов стало некорректно, а российская нефть Urals начала торговаться с дисконтом, пишет ИА "Финмаркет".