В Татарстане продлили до 2024 года программу строительства газовых автозаправок, увеличив ее бюджет на 1,4 млрд руб. Предполагается, что по ее итогам в республике будет построено 40 газонаполнительный компрессорных станций, 12 криоАЗС, а на 10 обычных АЗС установят блоки для заправки автомобилей метаном. Между тем эксперты отмечают «крайне малую долю рынка», которую занимают транспортные средства на газомоторном топливе — в основном в экономии на топливе заинтересованы транспортные компании, но у них появилась альтернатива в виде электробусов.
Правительство Татарстана приняло новую редакцию региональной госпрограммы «Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Республики Татарстан», продлив срок ее действия на год — до 2024 года и увеличив планы по расширению сети газозаправок и парка газомоторного транспорта в регионе. Так, в республике намерены довести количество построенных в рамках программы автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) до 40 единиц (сейчас — 15), криоАЗС — до 12 (сейчас две) и увечить число АЗС с блоками для заправки метаном до 10 (сейчас таких четыре из 905 действующих на территории республики АЗС).
При этом стоимость программы возросла с 3,4 млрд руб. до 4,8 млрд руб., из которых 2,52 млрд руб. планируется потратить в течение 2022-2024 годов (по 840 млн руб.). Из этой суммы 1,76 млрд руб. должны быть из внебюджетных источников, остальное — из бюджетов РФ и Татарстана.
На начало 2022 года в регионе насчитывалось 11,3 тыс. транспортных средств, работающих на метане. Потребление метана в качестве моторного топлива в 2021 году составило 67,4 млн куб. м, против 54,4 млн куб. м — в 2020 году.
Из 37 действующих в Татарстане АГНКС 25 принадлежит ООО «Газпром газомоторное топливо», три — ООО «Атлант», две многотопливные АЗС с блоком заправки компримированым природным газом (КПГ) — ООО «Татнефть АЗС – Центр», две — ООО «РариТЭК Технологии», по одной — ООО «Газпром Трансгаз Казань», ООО «Каматранснефть», ООО «Меркурий», АО «Челны Хлеб» и ООО «Мензелинск-Сервис».
Развитием рынка газомоторного топлива в Татарстане предметно занимаются с 2013 года, когда по соглашению ОАО «Газпром» и правительства Татарстана в республике был запущен пилотный проект по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Тогда «дочка» «Газпрома» — ООО «Газпром газомоторное топливо» — заявила о намерении вложить в 2013–2014 годах в создание сети из 10 заправок на метане в Татарстане 1 млрд руб.В 2019 году стартовала текущая программа строительства АГНКС, которая первоначально предполагала ввод к 2021 году 30 газовых заправок. Однако в пандемийный 2020 год программу урезали — из-за недостатка финансирования из запланированных шести АГНКС тогда удалось открыть только четыре. В связи с этим программу было решено продлить до 2023 года без изменения объемов финансирования и ожидаемых конечных результатов. В 2021 году в регионе компенсировали срыв программы 2020 года, открыв десять АГНКС вместо семи. Согласно новой редакции программы, по семь станций планируется вводить ежегодно.
В программе говорится, что стоимость строительства одной АГНКС мощностью 5,9 млн куб. м в ценах 2018 года — 120 млн руб. Инвестиции в строительство десяти станций в 2021 году составили 2 млрд руб. При этом в текущем году в регионе снижен с 40 млн до 36 млн руб. объем государственного софинансирования строительства и ввода каждой газозаправки.
Региональные чиновники, согласно программе, рассчитывают на прирост автопарка на метане — в 2022 году на данный вид моторного топлива в республике планируется перевести не менее 1,5 тыс. транспортных средств (в прошлом году их количество превысило 1,6 тыс. единиц). Государство субсидирует переоборудование автомобилей на газ. По данным минпромторга Татарстана, в этом году объем таких субсидий составит 134,2 млн руб.
Однако, как писал „Ъ“, было заявлено о росте стоимости переоборудования транспортных средств на метан в среднем с 55 тыс. руб. до 80 тыс. руб., а также о проблемах с оборудованием, которое не производится в России и дружественных странах. Кроме того, из-за экономического кризиса многие автовладельцы «придерживают свои расходы» и откладывают перевод техники на газ. В связи с этим участники выразили сомнения в достижении плановых показателей роста потребителей газомоторного топлива.
Как считает генеральный директор компании «Классические инвестиции» Юрий Федяев, сейчас транспортные средства на моторном топливе занимают крайне малую долю рынка. По его мнению, главная причина низкого спроса на газ в том, что разница в цене на газомоторное топливо и традиционные виды топлива (бензин и дизель) «в рознице не является настолько значительной, чтобы собственники начали переводить на альтернативный вид топлива свои личные автомобили».
«Такой «тюнинг» не является бесплатным и к тому же предполагает потерю гарантии, риски преждевременной поломки и снижение стоимости авто на вторичном рынке из-за существенных вмешательств в его конструкцию»,— отмечает эксперт. Господин Федяев считает, что существенной разница является для собственников коммерческого автотранспорта, однако «спрос с их стороны недостаточен для того, чтобы стимулировать рост предложения со стороны производителей». По его мнению, главными бенефициарами внедрения газомоторного топлива являются транспортные компании, однако им более интересен переход на электробусы, которые производит, в том числе и КамАЗ. «По сути, это неконкурентный рынок, на нем всего один крупный федеральный игрок — это „Газпром газомоторное топливо“»,— утверждает эксперт. По его прогнозу, количество транспортных средств на электротяге может превзойти количество транспорта на газомоторном топливе в 20-25 раз.