К 2035 году добыча нефти в России может сократиться на 125 млн т в год, следует из материалов к президентской комиссии, назначенной на конец октября. При нынешних ценах это падение вряд ли удастся компенсировать.
Нефть на замену
В проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года, который есть в распоряжении РБК, говорится, что добыча нефти на действующих разрабатываемых месторождениях может сократиться на 125 млн т (34,5%), до 237 млн т в год. Сейчас на все эти месторождения приходится около 70% всей добычи в стране (около 525 млн т). На этот целевой сценарий в своих прогнозах опирается Минэнерго. Но есть шанс удержать добычу на уровне не ниже 525 млн т, говорится в предварительных материалах ведомства, которые были разосланы профильным ведомствам в преддверии президентской комиссии по ТЭКу, назначенной на конец октября.
Согласно прогнозам Генсхемы, для восполнения выпадающих объемов нефти их придется заместить за счет новых месторождений и уделить особое внимание работе на шельфе и трудноизвлекаемым ресурсам (ТРИЗ). Если план удастся реализовать, то добычу нефти вплоть до 2035 года можно будет удерживать на стабильном уровне 523–527 млн т в год.
Рост добычи нефти на выработанных месторождениях на 1% в год с 2015 по 2035 год даст по 12 млн т нефти в год дополнительно, следует из Генсхемы. На шельфе к 2035 году компании планируют добывать на 40 млн т в год больше нефти, чем в 2014 году: доля шельфа в российской нефтедобыче увеличится с 14 млн до 54 млн т в год. За счет новых регионов ожидается получение еще 28 млн т нефти в год к уровню 2014 года — до 37 млн т в год. Роль ТРИЗов сопоставима с шельфом: добыча «трудной» нефти должна удвоиться, достигнув 54 млн т к 2035 году. Еще дополнительные 10 млн т должна обеспечить добыча высоковязкой нефти через 20 лет. И наконец, добыча газового конденсата увеличится на 12 млн т в год — до 38 млн т в год, говорится в проекте Генсхемы. В общей сложности это даст 127 млн т дополнительной нефти в год.
Однако Генсхема базируется на прогнозе социально-экономического развития России до 2030 года, подготовленного Минэкономразвития, согласно которому к 2030 году цена на нефть составит $93,7 за баррель и уже с 2016 года начнет плавный рост. Она должна вырасти с нынешних $50 до $69,6 за баррель к 2016–1920 годам. Но Минэнерго в своих материалах предупреждает, что при цене нефти $50 за баррель под угрозой оказывается значительная часть новых проектов по добыче нефти и газа в Арктике, Восточной Сибири и ТРИЗах, которые становятся нерентабельными. А значит, компенсация выпадающих объемов добычи под вопросом.
По прогнозам директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Громова, при условии сохранения низких мировых цен на нефть даже на среднесрочную перспективу, выполнить задачу по поддержанию достигнутого уровня добычи нефти будет крайне сложно. В этой ситуации проекты в Арктике придется отложить, а разработка новых месторождений, по-видимому, потребует дополнительной поддержки со стороны государства. Естественный путь в этой ситуации, по мнению эксперта, — это повышение эффективности добычи на уже действующих месторождениях. «Большие надежды связаны с введением НФР (налога на финансовый результат), который мог бы, при условии его успешного тестирования на пилотных проектах, стать серьезным стимулом для повышения эффективности зрелых месторождений. В этом случае можно избежать резкого снижения добычи на действующем фонде скважин и снизить потребность в разработке новых месторождений дорогой нефти», — говорит Громов. Отрасли нужно серьезно повышать свою экономическую эффективность и снижать издержки по всем проектам, добавляет он.
На президентской комиссии ожидается обсуждение сокращения спроса в Европе на российское дизельное топливо после 2020 года, говорится в материалах к заседанию. Но в странах Азии будет продолжать расти спрос на энергоносители до 2035 года значительно быстрее, чем на Западе. Основными драйверами роста спроса до 2025 года будет Китай, а после 2025 года — Индия. Также Минэнерго совместно с ФАС России готовятся озвучить предложение о переносе запрета продаж бензина Евро-4 в России с 1 января 2016 года на 1 января 2017 года из-за сложностей нефтяных компаний с окончанием модернизации своих НПЗ.
Официальный представитель Минэнерго не комментирует содержание материалов к предстоящей президентской комиссии. Источник в этом ведомстве подчеркивает, что материалы для министра сейчас готовятся, часть данных в них действительно опирается на данные Генсхемы развития нефтяной отрасли до 2035 года и Энергостратегию России до 2035 года. Но документ носит предварительный характер, и многое в его структуре может поменяться к заседанию комиссии, говорит он.
Два вопроса для Путина
Как следует из предварительной повестки президентской комиссии по ТЭК, в ней всего два вопроса: «О стратегии и перспективах развития топливно-энергетического комплекса РФ в рамках текущих и прогнозируемых условий» и «О совершенствовании системы финансовых расчетов при экспорте топливно-энергетических ресурсов». В бумагах не обозначена дата комиссии, но два чиновника правительства рассказали, что она состоится 27 октября (представитель Минэнерго это не комментирует, с представителем президента связаться не удалось). В состав первого вопроса, по данным чиновника одного из профильных ведомств, участвующего в подготовке повестки, войдет обсуждение последствий налогового маневра для отрасли и перспективы новых налоговых систем в нефтяной отрасли, а также добычи нефти, газа и санкции.
Среди докладчиков по первому вопросу повестки ожидаются главы четырех профильных ведомств: Александр Новак из Минэнерго, Антон Силуанов из Минфина, Денис Мантуров из Минпромторга, Алексей Улюкаев из Минэкономразвития, а также глава «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов. По второму вопросу собираются выступить глава «Роснефти» Игорь Сечин (в статусе ответственного секретаря комиссии по ТЭКу), глава Центробанка Эльвира Набиуллина и глава ФАС Игорь Артемьев.