Высокая доля экспорта на дизельном рынке обеспечивает государству стабильный доход и позволяет особо не беспокоиться о конечных потребителях внутри страны, которые заливают топливо на АЗС, где зачастую качество не гарантировано

В рамках «Топливной недели» компания CREON Energy провела Четвертую международную конференцию «Дизель 2014» в Москве 3 апреля с.г. Мероприятие прошло при поддержке «ВНИИ НП».

Санджар Тургунов, генеральный директор CREON Energy, в приветственном слове отметил, что дизель является стратегическим продуктом. Ситуация на рынке дизтоплива позволяет определить, как чувствует себя страна с точки зрения производства, прежде всего речь идет о грузоперевозках. Кроме того, дизель остается важным экспортным продуктом, более 50% объема отечественного производства поставляется за рубеж, что также служит подспорьем государственной экономике. В этой связи особый интерес представляет влияние налогового маневра на текущее развитие рынка и среднесрочную перспективу, что и было предложено обсудить в рамках конференции.

Консультант-аналитик CREON Energy Константин Нижегородов представил обзор российского рынка дизельного топлива. В соответствии с данными исследования в 2013 г. объем производства превысил 72 млн т, внутренний спрос составил 29 млн т, примерно на 4% увеличился объем экспорта, достигнув 43 млн т.

Существенные изменения произошли в структуре производства дизтоплива по компаниям. «Роснефть» за счёт приобретения «ТНК-BP» увеличила объёмы выпуска в полтора раза, заняв более трети рынка. Компания «Газпром нефть» показала рост производства в 13,7% по отношению к предыдущему году; доля небольших НПЗ достигла 5%.

Сильное влияние на рынок оказало изменение ставок акцизов на содержание серы в дизельном топливе. Доля дизтоплива экологического класса «Евро-5» увеличилась с 26% до 42%, доли «Евро-4» и «Евро-3» составили 10% и 31% соответственно. Подавляющая часть производимых высокосернистых классов топлива экспортировалась.

В России роль биржевых торгов из года в год возрастает, считает Дмитрий Гусев, заместитель председателя совета секции «Нефтепродукты» «СПбМТСБ», генеральный директор ICON Trading, который отметил, что за прошедший год количество сделок возросло с 17 тыс. до 50 тыс., через биржевую площадку было реализовано 13,5 млн т нефтепродуктов, включая 37% дизельного топлива.

Биржевые торги являются открытыми и подразумевают участие любых игроков рынка. Количество представленных компаний в 2013 г. превысило 1350 единиц. В структуре компаний-продавцов лидируют «Роснефть» (35,7%), «Газпром нефть» (17%), «Сургутнефтегаз» (15%) и «Лукойл» (14%).

На вопрос, продается ли на бирже дизель белорусского производства, и имеют ли право украинские компании его покупать, г-н Гусев ответил, что объем белорусского дизтоплива на бирже составляет не более 0,3%, и украинские предприятия могут участвовать в торгах только при наличии зарегистрированного представительства в РФ.

Анастас Гатунок, директор департамента углеводородного сырья CREON Energy, отметил, что последние 5-6 лет присутствующие в зале представители независимых АЗС жаловались на сложность с закупкой топлива по конкурентным ценам. Означает ли развитие биржевой торговли, что независимым участникам рынка стало проще, и рынок демонополизируется со стороны ВИНКов? По словам г-на Гусева, есть еще и внебиржевые объемы, однако официальные биржевые показатели дают основание полагать, что малый бизнес на сегодня является рентабельным.

Ведущий специалист по реализации нефтепродуктов «Новотэк-Трейдинг» Иван Западаев выделил три основные проблемы, с которыми сталкиваются трейдерские компании при работе на бирже. Во-первых, это неравенство юридических лиц, которое выражается в том, что нефтяные компании нарушают сроки поставок сырья трейдерам, с которых за просрочку потом не взимается штраф. Вторая проблема состоит в том, что нет установленной суммы оплаты простоя использования цистерн. И, последнее, так называемые «клееные сделки», когда крупные нефтяные компании продают через биржу сырье своим дочерним предприятиям.

Однако, по мнению Павла Строкова, управляющего директора, начальника управления аналитики и информации «СПбМТСБ», у представителей компании «Новотэк-Трейдинг» устаревшая информация. Биржевой рынок изменяется, многие из вышеперечисленных проблем трейдерских компаний уже находятся в стадии обсуждения с участниками рынка (как трейдерами, так и представителями ВИНК) и близки к своему решению.

Биржевая торговля анонимна и предполагает участие в торгах разных компаний – ВИНК, трейдеров, «дочек» ВИНК, которые конкурируют по цене нефтепродукта. За этим пристально следит ФАС России. «Если трейдер предложит лучшую цену покупки, нежели «дочка» ВИНК, то сделка состоится именно с ним, и никак иначе», - добавил г-н Строков.

Второе заседание конференции началось с выступления заведующей лабораторией «ВНИИ НП» Марии Калининой, которая рассказала о разработанных их институтом межгосударственных стандартах топлива для применения на территории Таможенного союза. Так, на дизельное топливо утвержден ГОСТ 32511-2013, а вместо ГОСТ 305-82 вступил в силу межгосударственный стандарт 305-2013, область применения которого ограничена дизтопливом, поставляемым на экспорт и по оборонному заказу. В 2014 г. вступает в действие новый стандарт на ДТ-зимнее и ДТ-арктическое депарафинированное, который предусматривает применение ДТ при температурах до (-52˚С). В результате проведенных исследований был установлен гарантийный срок хранения таких топлив - в течение одного года. Жесткие требования по условиям хранения предъявляются и к присадкам. При постановке на производство «ВНИИ НП» не только проводит испытания дизельных топлив и исследует совместимость присадок различного функционального назначения, но и фиксирует качество допускаемых присадок, отметила г-жа Калинина.

Марина Калинникова, заместитель руководителя ЦМТУ Росстандарт, сделала доклад о ходе проведения надзорных мероприятий по контролю качества нефтепродуктов на территории РФ. В 2013 г. было осуществлено 1564 проверки на предприятиях осуществляющих деятельность в сфере нефтепродуктообеспечения, из них 26% с отрицательным результатом. Основные нарушения - реализация моторных топлив, несоответствующих требованиям технического регламента по нормируемым показателям, нарушения по подтверждению соответствия, нарушения в части представления информации приобретателям, нарушения в оформлении товаросопроводительной документации. Характерным нарушением для дизельного топлива является превышение массовой доли содержания серы.

Отвечая на вопросы участников конференции, представитель ЦМТУ Росстандарта признала, что с введением закона №284-ФЗ эффективность проверок резко снизалась, так как законодательство обязывает проводить проверки не чаще одного раза в три года, при этом обязательно заблаговременное предупреждение юридического лица, в отношении деятельности которого будет проводиться проверка. Кроме того, общее количество проводимых проверок из года в год уменьшается в связи со значительным сокращением штата сотрудников МТУ Росстанадарта.

Следующий доклад представил руководитель инженерного отдела «МАН Дизель и Турбо Рус» Сергей Капитанов, который рассказал, что дизельные двигатели MAN Diesel & Turbo работают на самом разнообразном топливе: от тяжелого топлива с содержанием серы до 5% и вязкостью 700 сСт при 50˚С до зимнего дизельного топлива по ГОСТ 305.

О деятельности дочерней структуры «Газпром нефтехим Салават», «НТЦ Салаватнефтеоргсинтез», рассказал заместитель директора по науке и производству Андрей Алябьев, который отметил, что научно-технический центр проводит испытания каталитических систем самого широкого профиля, в т.ч. для дизельного топлива. Испытания проводятся на топливе заказчика в условиях, максимально приближенных к реальным.

Кроме того, в центре ведется работа по подбору оптимального параметра режима для каталитической системы, которая позволяет проводить процесс депарафинизации. Также исследуется процесс окислительного обессеривания топлив. Проведенные испытания уже позволили получить дизтопливо класса «Евро-4». Еще одним направлением деятельности НТЦ является разработка установок по очистке аминовых систем.

И, в заключение, г-н Алябьев отметил, что научно-техническим центром создан пакет присадок к дизельному топливу, который включает противоизносные, цетаноповышающие и депрессорно-диспергирующие присадки. На их использование уже получены все необходимые разрешения.

Выступление Константина Шаталова, начальника научно-испытательного центра квалификационной оценки топлив и масел ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», было посвящено требованиям к качеству дизельного топлива, поставляемого по гособоронзаказу. Основные требования изложены в ГОСТ РВ 9130-002-2011 «Военная техника. Топливо дизельное. Технические условия», который во многом совпадает с требованиями ГОСТ Р 52368 на дизельное топливо «Евро». "Военные" топлива не должны содержать присадок кроме цетаноповышающих, противоизносных и антиокислительных, а также компонентов на основе метиловых эфиров жирных кислот. Температура вспышки в закрытом тигле должна быть не ниже 61˚С, гарантийный срок хранения – не менее пяти лет. Дополнительные требования к качеству топлива, определяющие их основные эксплуатационные свойства, сформулированы в «Типовой программе проведения квалификационных испытаний дизельного топлива с улучшенными экологическими характеристиками для военной автомобильной и бронетанковой техники».

Для решения вопроса о возможности применения в военной технике топлив «Евро», отвечающих как требованиям Технического регламента ТС, так и ГОСТ РВ 9130-002-2011 были проведены стендовые испытания на двигателях экологических классов II и ниже производства «Барнаултрансмаш», «ЧТЗ УРАЛТРАК» и «Звезда», по результатам которых дизельное топливо «Евро», соответствующее требованиям ГОСТ РВ 9130-002-2011, включено в эксплуатационную документацию на изделия наземной и морской военной техники и допущено к применению установленным порядком.

В стадии проработки находятся вопросы длительного хранения дизтоплив, а также смесеобразования топлив с депрессорными присадками и без них. Вопрос замещения импортных присадок отечественными является особо актуальным с учетом экономических санкций в отношении России. В этой связи актуальным является более тесное сотрудничество нефтепереработчиков с отечественными производителями присадок, сообщил г-н Шаталов.

Арчил Джалиашвили, генеральный директор компании «Прогрессивные решения», отметил, что, пока сотрудничество российских производителей присадок с военными развивается крайне сложно. Нет регламента, в котором были бы прописаны случаи необходимости получения допуска на присадки для применения в "военном" топливе. Нефтяные компании также затрудняются разъяснить "правила игры". В этой связи г-н Джалиашвили предложил стимулировать импортозамещение за счет включения в ГОСТ пула отечественных производителей присадок, продукция которых была бы рекомендована к использованию в дизтопливе для гособоронзаказа.

Для проработки данного предложения г-н Шаталов пригласил предпринимателя принять участие в заседании Координационного научного совета по вопросам рационального и эффективного применения горюче-смазочных материалов, в котором принимают участие как производители нефтепродуктов, так и производители техники. Также эксперт отметил, что процедура допуска представляет собой целый комплекс мер, обеспечивающих качество и безопасность топлив, в т.ч. включая контроль соблюдения технологии и постоянный мониторинг состояния производства.

Что касается сегодняшней ситуации на российском рынке дизельных топлив, то глава CREON Energy Фарес Кильзие считает, что «сейчас формируются два параллельных мира. В первом, нефтяные компании стараются выполнять "столь точные и своевременные" требования Минэнерго, выпуская топлива стандарта «Евро-4» и выше. Во втором - запросы Минобороны, которое нуждается в "военных" топливах с определенным содержанием серы, что в корне противоречит всем ранее заявленным планам по модернизации НПЗ. В данном случае ВИНКам придется учитывать как требования Технического регламента, так и военных, ведь обеспечение армии качественным топливом напрямую влияет на обороноспособность государства».