Трансграничный углеродный налог, который Евросоюз планирует окончательно ввести в 2026 году, из шести основных поставщиков ЕС сильнее всего ударит по России. При этом пошлины на импорт товаров из Соединенных Штатов останутся «ничтожными», а Китай сможет торговать дальше «без существенных ограничений». Таковы данные совместного исследования двух европейских аналитических агентств Sandbag и E3G.

«Импортные товары из России будут облагаться наибольшими сборами CBAM: с 442 миллионов евро в 2026 году они вырастут до 1,9 миллиарда евро в 2035-м. Пошлины будут в основном взиматься со стали, алюминия и удобрений», — говорится на сайте Sandbag.

При этом в отчете отмечается, что такой размер издержек России все равно «очень маленький» по сравнению с тем, сколько товаров эта страна импортирует в ЕС – по состоянию на 2019 год, суммарный объем импорта РФ составил 91,4 млрд евро. Учитывается в исследовании и рост цен из-за сокращения количества бесплатных квот для промышленности. На основании этого факта исследователи делают вывод, что «чистые издержки» для российских товаров будут еще ниже: 313 млн евро в 2026 году и 602 млн евро в 2035-м.

Что касается других стран, то США занимает последнее место в шестерке основных импортеров ЕС, которые потенциально могут пострадать от трансуглеродного налога: издержки Америки в целом аналитики оценивают в 94 млн евро в 2035-м году, а нетто — и того меньше: всего в 25 млн евро, отмечает zs-rating.ru.

В числе основных импортеров ЕС оказались также Украина, Турция и Южная Корея. Ожидается, что их издержки в 2035 году по самым общим подсчетам составят 870, 824 и 342 млн евро соответственно. С этими показателями они занимают вторую, третью и пятую строчку в исследовании.

На четвертой строчке расположился Китай, который, как отмечает в своей статье по мотивам исследования Reuters, считается одним из крупнейших в мире источников выбросов парниковых газов. Он, по предварительным прогнозам, «заплатит» 484 млн евро в 2035 году.

«Сектора, которых пока касается CBAM, затрагивают всего 1,8% от китайского экспорта в Европу в 2019 году. В будущем углеродный налог может начать действовать для большего количества товаров, и эта цифра может вырасти до 5%», — говорится в исследовании.

Напомним, трансграничный углеродный налог ЕС будет протестирован на нескольких группах товаров – алюминии, стали, железе, удобрениях и электроэнергии, начиная с 2023 года, и в полной мере начнет функционировать в 2026 году. Выбранные пилотные категории хоть и составляют около 3,2% от общего объема импорта в Евросоюз, но выбросы CO2 при их производстве и транспортировке равны примерно 47% от квот на свободные выбросы, которые в настоящее время выделяются европейским фирмам.