Товарооборот России и Узбекистана ежегодно растет, а к 2030 году должен достичь объема $30 млрд. О том, как развивается торговое и технологическое сотрудничество между странами, а также о создании Россией логистической инфраструктуры за рубежом, внутренней торговле и популяризации русской кухни в интервью ТАСС рассказал статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов.

— Мы сейчас с вами находимся в Узбекистане. Как вы можете оценить состояние взаимной торговли между нашими странами? Какие у нас есть перспективы?

— Ежегодно взаимная торговля между Россией и Узбекистаном растет. По данным за 2024 год, взаимный оборот составил порядка $10,2 млрд. Более того, растет не только экспорт из РФ, но и импорт из Узбекистана в Россию. Так, по итогам прошлого года поставки в Россию составили более $3 млрд. Это говорит о том, что узбекская промышленность и АПК являются конкурентными на российском рынке.

Что касается позитивных трендов, хочу отметить, что наша взаимная торговля приобретает достаточно высокотехнологичный вид. На территории Узбекистана уже действуют два промышленных парка, еще два готовятся к запуску в этом году. Это говорит о том, что фактически наши компании начинают взаимодействовать в части совместного кооперационного производства. И мы уже экспортируем не сырье, а технологические продукты, многие из которых потом локализуются на территории Узбекистана.

Очень хорошо растет взаимодействие в сфере автомобильной промышленности и в целом транспортного машиностроения. Буквально сегодня обсуждали сотрудничество в сфере производства локомотивов и вагонов для пассажирских поездов. Вы знаете, что вагоны для метро уже давно поставляются из РФ на территорию Узбекистана. Также работаем над увеличением экспорта продукции химической промышленности. Сегодня обсуждали и возможность поставки российских медицинских изделий и фармацевтических товаров. Все это говорит о том, что наша цель — долгосрочные и устойчивые отношения.

— Год назад вы говорили, что РФ планировала с 2025 года инвестировать в создание промышленных парков, логистических центров и портовой инфраструктуры за рубежом. В проработке на тот момент находилось порядка 12 проектов. На каком они сейчас этапе?

— Одним из ярких примеров того, как реализуются проекты по созданию зарубежной инфраструктуры, как раз является Узбекистан. Как я уже говорил, здесь достаточно эффективно функционируют два индустриальных парка под управлением российских управляющих компаний в городах Чирчик и Джизак. В этом году дополнительно будут открыты еще два индустриальных парка — в Навои и в Бухаре. Но на этом наши управляющие компании не останавливаются, уже запланирован промышленный парк в Ташкентской области, который также будет работать под управлением российской компании.

Также в этом году мы надеемся запустить промышленный парк в Азербайджане, в городе Сумгаит. Это первый опыт совместного проекта с нашими азербайджанскими партнерами. Мы уверены, что он тоже будет востребован российскими предприятиями.

Эта работа показала, что нам необходимо создавать зарубежную инфраструктуру под потребности наших промышленных предприятий. То есть идентифицировать интерес и в дальнейшем вкладывать средства на создание такой общей инфраструктуры. Так, мы запланировали в этом году начать реконструкцию объектов для размещения промышленного парка в Таджикистане, в Душанбе, на месте бывшего машиностроительного завода. Ряд компаний уже планирует стать резидентами данного парка. Он также будет находиться под управлением российской компании.

В ближайшее время мы примем решение по наполнению резидентами промышленного парка в Египте, поскольку египетская сторона произвела все юридически необходимые действия для подтверждения и ратификации протокола, подписанного два года назад на заседании межправительственной комиссии.

Перечень из таких проектов, запланированных к реализации, будет гибким. Он будет меняться в зависимости от интересов наших компаний. Более того, ряд проектов могут даже реализовываться без финансовой государственной поддержки, например, на основании межгосударственных договоренностей о специальных экономических режимах.

— В конце февраля стартовал отбор заявок на получение субсидий по логистическим перевозкам в страны Латинской Америки и Африки. Завершен ли этот отбор?

— Отбор завершен. Логистические компании проявили большой интерес к данной мере поддержки. Сейчас у нас отобрано восемь компаний. Но самое важное не в количестве компаний, а в том, что будет поддержано шесть целевых для экспорта российской продукции стран. Эта мера была разработана таким образом, чтобы обеспечить экономически выгодные, фактически субсидированные поставки в те страны, где российская продукция пока не представлена должным образом, но имеет большой экспортный потенциал.

Например, в Латинскую Америку мы традиционно поставляли минеральные удобрения в достаточно большом объеме. Эти поставки уже были экономически обоснованными, интересными для наших операторов. И наша задача была простимулировать контейнерный экспорт, поскольку мера направлена на контейнеризированные грузы. Мы видим, что такой интерес проявлен. Я очень надеюсь, что по результатам анализа реализации этой меры в текущем году мы сможем принять решение, каким образом развивать ее дальше, какие маршруты надо усилить, какие, может быть, станут экономически обоснованными и без государственной поддержки.

— А сколько в этом году планируется выделить средств на эту субсидию? И если эта мера поддержки продемонстрирует эффект, будет ли увеличено финансирование в следующем году?

— Мы, так скажем, в этом году тестируем эту меру поддержки. В 2025 году на реализацию мероприятия заложено 1,2 млрд рублей. При наличии бюджета в следующих годах, достаточного для расширения соответствующего перечня, мы рассмотрим возможность добавления и иных направлений.

— Если перейти к внутреннему рынку, как вы оцениваете развитие розничной и онлайн-торговли?

— По экспертно-профессиональному мнению, уровень развития отрасли торговли в РФ, можно сказать, лучший в мире. У нас равномерным образом развиваются практически все каналы торговли. По предварительным данным, в 2024 году рост онлайн-продаж через маркетплейсы составил более 40% по отношению к 2023 году. В январе — марте 2025 года этот рост продолжился.

При росте онлайн-продаж объем розничной торговли также увеличивается: оборот по итогам прошлого года составил 55,6 трлн рублей, что на 7,2% больше в сопоставимых ценах, чем за 2023 год. По итогам первого квартала также наблюдается увеличение на 9% по сравнению с 2024 годом. Прогнозы по итогам года делать пока сложно, но есть все предпосылки для того, чтобы также быть в плюсе.

Все это говорит о том, что розничная торговля в офлайн-сегменте также продолжает развиваться. Это уникальная ситуация, когда маркетплейсы не замещают и не вытесняют розницу, а все развивается равномерно.