арктика.роснефть

«Роснефть» рассматривает возможность создания арктического кластера. К 2030 г. он может обеспечить добычу до 100 млн т нефти в год, сообщил в понедельник, 1 апреля, главный исполнительный директор нефтяной компании Игорь Сечин на встрече с президентом России Владимиром Путиным. В кластер войдут проекты компании в Арктическом регионе, а также уже разрабатываемые Ванкорское и прилегающие к нему месторождения в Красноярском крае. «При подтверждении ресурсной базы в создаваемый кластер могут войти также и активы Восточного Таймыра, расположенные в районе Хатанги», – приводятся слова Сечина на сайте kremlin.ru. Предполагается, что в арктический кластер войдет и совместная с британской ВР компания «Ермак Нефтегаз», которая владеет лицензиями в Красноярском крае и Ямало-Ненецком автономном округе.

У «Роснефти» 28 лицензий на арктическом шельфе, но добычу там компания не ведет. В 2014 г. она и ExxonMobil сообщили об успешно пробуренной скважине в Карском море на месторождении «Победа». Но из-за санкций против России американская компания была вынуждена прекратить работу с «Роснефтью». «В Карском море, в районе «Победы», очень дорогое и очень тяжелое бурение на сегодняшний день. Тем не менее все равно надо будет пробурить как минимум еще две скважины, чтобы понять дальнейшие перспективы. Мы пока не рассматриваем вопрос о его консервации. Но и особой активности, наверное, в ближайшее время по проекту не будет», – говорил в декабре 2018 г. министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин (цитата по «Интерфаксу»).

Ванкорский кластер «Роснефть» создала на базе своего крупнейшего месторождения в Восточной Сибири – Ванкорского, в него также вошли соседние Сузунское, Тагульское, Лодочное месторождения и др. В прошлом году добыча на месторождениях ванкорского кластера составила 21,4 млн т. В 2014 г. «Роснефть» сообщала о намерении увеличить добычу к 2025 г. до 55 млн т. Сейчас восточносибирскую нефть «Роснефть» транспортирует по системе «Транснефти», в частности по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Но Сечин сказал, что «Роснефть» готова существенно поспособствовать перевозке по Северному морскому пути 80 млн т грузов в год. То есть фактически «Роснефть» предлагает развернуть нефтяные потоки на север страны. Представитель «Транснефти» отказался комментировать заявление руководителя «Роснефти».

Поставлять по Северному морскому пути нефть хочет «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова с месторождений Пайяхской группы (Красноярский край). Он, а также гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев предложили вице-премьеру Максиму Акимову оценить целесообразность создания инфраструктуры для поставок сырья по этому маршруту, в частности, построить нефтепровод от Ванкорского кластера через Пайяхские месторождения до бухты Север на побережье Таймыра, сообщал «Коммерсантъ».

Но для освоения Арктического региона нужна поддержка государства, заявил Сечин: «Для запуска проектов исключительную важность имеет создание привлекательных для инвестиций условий». «Это прежде всего касается налоговых, регуляторных условий, обеспечения гарантированной стабильности этих проектов на весь период их жизнедеятельности, – продолжил он. – Принимая решение, мы должны быть уверены, что на весь период жизни до 30, а порой и до 50 лет не будут меняться основные правила игры. И это будет условием привлечения дополнительных инвесторов, особенно внешних инвесторов».

Развитие Севморпути предполагает помощь государства в вопросах строительства инфраструктуры, поэтому если оно поможет «Роснефти», то почему бы не развивать транспортировку нефти морем, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. К тому же очевиден интерес со стороны «Роснефти» к загрузке судоверфи «Звезда», отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Этот проект ведется консорциумом «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка. Потенциально перевозки по Северному морскому пути дают понятный синергетический эффект, который позволит расширить портфель заказов на верфи, пишут Ведомости.

Что выгоднее: транспортировка по суше или по морю – вопрос неоднозначный, отмечают аналитики. Транспортировка по суше потенциально может быть дешевле, но тут важно понять, достаточно ли будет просто присоединиться к магистральному трубопроводу либо его придется расширять, отмечает Танурков. Первое не должно быть очень затратным, во втором случае, возможно, более обоснованно строительство портовой инфраструктуры – вопрос в масштабах, объясняет эксперт.