Налоговая нагрузка на нефтяников не должна резко вырасти

Налоговая нагрузка на нефтяников в следующем году не должна резко вырасти — такое решение принял вчера на совещании по налоговому маневру зампред правительства Аркадий Дворкович, рассказали «Ведомостям» два чиновника, участвовавших в совещании. Это означает серьезные потери для бюджета — в следующем году он должен был получить от отрасли дополнительные 250 млрд руб. По словам Дворковича, такая сумма не должна обрушиться на отрасль, пересказывает один из чиновников. Вопрос будет дальше обсуждаться, говорит представитель Дворковича.

250 млрд руб. бюджет должен был бы получить за счет резкого роста пошлины на экспорт мазута — с 66% от нефтяной до 100%. Нефтяники испугались. Минфин предложил альтернативу — налоговый маневр: он заодно устранил бы риски для бюджета, связанные с формированием единого нефтегазового рынка России, Белоруссии и Казахстана. Суть реформы: резкое снижение пошлин на экспорт нефти — с 59 до 42% в 2015 г., а потом до 30% (это предельный коэффициент, примерно до уровня Казахстана — $80 за 1 т, сейчас в России — $385 за 1 т) — и столь же резкое повышение НДПИ; срок — четыре года.

Нагрузка на нефтяников вырастала, но издержки компенсировались ростом выручки из-за более высоких внутренних цен на нефть и снижением акцизов. Маневр одобрило Минэнерго. Потери бюджета в сравнении с планом были бы невелики, говорит федеральный чиновник: повышение пошлины на мазут с учетом ослабления рубля принесло бы 300 млрд руб., маневр убавил бы 30 млрд.

Но маневр не понравился «Роснефти». Реформа ударит по ее новым проектам, таким как Восточная нефтехимическая компания, пожаловался президент «Роснефти» Игорь Сечин президенту Владимиру Путину. У Дворковича компания представила свой вариант маневра, рассказали участники совещания: пошлина на нефть в 2015 г. снижается до 51%, за четыре года — до 45%; НДПИ вырастает к 2018 г. не до 950, а до 620 руб. (в 2014 г. — 493 руб.); в пошлине на мазут «Роснефть» и Минфин согласны: плавное повышение к 2018 г.

При таких параметрах маневр оплатит бюджет, констатируют чиновники. Выпадающие доходы в 2015-2017 гг. могут составить около 550 млрд руб., оценивает один из них: 300 млрд, 200 млрд и 50 млрд руб. соответственно.

Представитель «Роснефти» отказался от комментариев. «Роснефть» действительно считает, что целесообразно постепенно повышать НДПИ и снижать пошлину, говорит сотрудник компании.

Не то чтобы Дворкович вариант «Роснефти» поддержал — он признал, что нефтяникам надо помочь, и ради этого бюджет может даже пойти на выпадающие доходы, объясняет один из чиновников.

На совещании привели оценки, как маневр снизит маржу нефтепереработки, и на вице-премьера подействовала эта цифра, объясняет один из участников встречи: почти вдвое — с $55 до $22; Дворкович попросил смягчить параметры маневра так, чтобы маржа не снижалась так сильно. Возможный вариант — до $30-32, говорит собеседник. Тогда можно ускорить маневр — до трех лет, предложил также Дворкович. Представитель Дворковича подтвердил такую идею, но все другие детали совещания обсуждать отказался.

300 млрд руб. Минфин, конечно, не отдаст, говорит чиновник, знакомый с позицией ведомства: не более 50-60 млрд в 2015 г. и около 30 млрд в 2016 г. Сейчас перед Минфином и Минэнерго стоит задача в течение недели придумать новый вариант маневра. Обсуждается такой сценарий: пошлина на нефть и НДПИ за три года должны приблизиться к значениям из последнего варианта Минфина, но не так резко. В 2015 г. можно снизить пошлину не до 42%, а условно до 50%, рассуждает чиновник, но пока это только предположения. Первые два года отрасли будет тяжело, а к 2018 г. отрасль по большей части успеет модернизироваться, доля дешевого мазута снизится (сейчас она около 30%), объяснял замминистра энергетики Кирилл Молодцов.

Нефтепереработке помогут главным образом снижением пошлин на нефтепродукты — они будут снижаться еще быстрее, чем планировал ранее Минфин. Это должно привести к росту внутренних цен (рассчитываются как разница внешних цен и расходов на транспортировку и экспортной пошлины). Чтобы рост цен на бензин не превысил 1,5 руб., Минфин предлагает еще более резко и сильнее снизить акцизы, возможно, даже их обнулить, рассказывает один из чиновников. Это может на треть снизить поступления в региональные дорожные фонды, но другим источником для фондов могут стать поступления от НДПИ, продолжает он.

Производителям нефтехимии и авиакеросина помогут с помощью отрицательных акцизов (вычетов или возмещения): при прежнем варианте планировалось выделить на такую помощь 40-50 млрд руб., теперь эта сумма может стать больше.

Но все это только идеи: вариантов много, точных расчетов и всей конструкции еще не сложилось, подчеркивают чиновники.

Новый сценарий надо придумать очень быстро — до начала бюджетного процесса, т. е. уже в июне, и еще не факт, что даже с этим вариантом будет согласен Сечин, надо будет с ним отдельно обсуждать, говорит один из чиновников: «Но чтобы фантастический сценарий самого Сечина не приняли, чиновники сейчас должны идти на компромисс».

Снижение пошлины на нефтепродукты теоретически может повысить маржу, но как именно — пока можно рассуждать лишь в теории, предупреждает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов: цена на бензин и дизельное топливо будет определяться не только нетбэком, но и другими факторами.