«Роснефть» потребовала от «Транснефти» судебного возмещения убытков от инцидента с загрязнением нефти хлорорганическими соединениями в нефтепроводе «Дружба» весной 2019 года. Исходя из искового заявления, речь идет о сумме около $130 млн и еще 3,3 млрд руб. Нефтекомпания пыталась решить вопрос на корпоративном уровне, но, как следует из иска, в начале мая получила отказ.

«Роснефть» подала в Арбитражный суд Москвы иск против «Транснефти», следует из картотеки арбитражных дел. Как стало известно «Ъ», иск, датированный 23 мая, связан с загрязнением нефти в нефтепроводе «Дружба», происшедшем три года назад. В своем исковом заявлении «Роснефть» указывает, что с 24 апреля по июнь 2019 года «Транснефть» в связи с неспособностью обеспечить качество транспортируемой нефти была вынуждена остановить прокачку по этому маршруту. Это, указывает нефтекомпания, стало причиной убытков «Роснефти» на фоне недопоставок потребителям и снижения собственной добычи.

Свои потери и упущенную выгоду в рамках данного иска «Роснефть» оценила в $120,9 млн, €47,6 тыс., 5,5 тыс. фунтов стерлингов, 73 млн польских злотых и 3,3 млрд руб.

В иске указывается, что компания пыталась урегулировать вопрос на корпоративном уровне, но «Транснефть» в начале мая 2022 года отказала в выплате этой суммы.

Форс-мажор на нефтепроводе «Дружба» случился 19 апреля 2019 года. Тогда оператор двух белорусских НПЗ «Белнефтехим» заявил о резком росте содержания хлорорганики в поступающей из России нефти и снизил загрузку Мозырского и Новополоцкого заводов. Спустя несколько дней стало очевидно, что дихлорэтаном загрязнены существенные объемы нефти не только в «Дружбе», но и в нефтепроводе БТС-2, который идет к перевалочному терминалу в Усть-Луге на Балтике. В связи с этим иностранные потребители остановили импорт российской нефти, и к 26 мая прокачка сырья на экспорт по этому направлению была полностью остановлена. На слив из системы в резервуары и танкеры грязной нефти потребовалось около недели, но полноценный экспорт чистого сырья был восстановлен только к концу мая.

После инцидента остро встал вопрос не только о контроле качества нефти, который полностью не решен до сих пор, но и о компенсациях за поставки грязной нефти и недопоставку чистой.

Основные претензии к «Транснефти» предъявляла именно «Роснефть». В частности, компанию не устраивал предложенный монополией размер компенсации ущерба грузоотправителям, предельный уровень которого совет директоров «Транснефти» утвердил в размере $15 на баррель некондиционной нефти. В целом на выплаты компенсаций «Транснефть» зарезервировала 30 млрд руб. В конце марта 2021 года вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин говорил, что вопросы компенсации урегулированы со всеми компаниями, кроме «Роснефти». «Роснефть» тогда заявляла, что в ее случае ситуация «имеет ряд отличий в силу больших объемов прокачки и направления этих объемов на собственную переработку компании, а также в связи с необходимостью учета качества сырья для российских и европейских НПЗ, на которые поставляется эта нефть, в отличие от других участников рынка, которые реализуют свою продукцию нефтетрейдерам».