Глава «Роснефти» Игорь Сечин 21 ноября обратился с письмом к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой расширить Эргинский кластер (сейчас включает пять лицензионных участков) за счет присоединения еще одной крупной площади. Компания уже значительно увеличила свое присутствие в регионе, купив в апреле «Конданефть» у ННК экс-главы «Роснефти» Эдуарда Худайнатова за 40 млрд руб. Затем в июле она получила на аукционе Эргинский участок, обойдя «Газпром нефть».

Между Кондинским и Западно-Эргинским участками, которые разрабатывает «Конданефть», располагается нераспределенный Южно-Эргинский участок площадью около 1 тыс. кв. км, «представляющий значительный интерес для наращивания ресурсной базы Эргинского кластера», пишет Игорь Сечин. Он считает, что у компании есть основание получить Южно-Эргинский участок без тендера, поскольку он «удовлетворяет всем критериям для предоставления в пользование в целях геологического изучения флангов открытых месторождений».

Глава «Роснефти» попросил Дмитрия Медведева поручить Минприроды и Роснедрам рассмотреть заявку в «возможно короткие сроки». На документе премьер поставил резолюцию с поручением главе Минприроды Сергею Донскому «подготовить предложения». В «Роснефти» и Минприроды заявили, что не комментируют служебную переписку.

Запасы нефти Эргинского кластера Игорь Сечин оценивает в 259 млн тонн, что позволит, по его мнению, добывать 8,8 млн тонн в год. Инвестиции «Роснефти» оцениваются в 390 млрд руб. Присоединение нового участка может увеличить прогнозные ресурсы еще на 78 млн тонн, по оценке ВНИГНИ. У «Роснефти» очень агрессивные планы по наращиванию добычи на Эргинском кластере — по оценке Sberbank CIB, к 2022 году она должна вырасти до 149 тыс. баррелей в сутки (7,7 млн тонн), став вторым по величине источником роста добычи после Юрубчено-Тохомы и Куюмбы. При этом только участки «Конданефти» должны дать 4 млн тонн на пике, что выглядит очень оптимистично, учитывая, что ННК в конце 2013 года при нефти в $100 за баррель оценивала потенциал добычи там не более чем в 1 млн тонн в год.

В данном случае Игорь Сечин апеллирует к заявительному принципу получения лицензий на малоизученные участки, вступившему в силу с этого года, согласно которому компании могут получить не более трех участков в год площадью не более 500 кв. км, а для флангов — одного участка площадью не более 1 тыс. кв. км. В Минприроды пояснили “Ъ”, что заявка «Роснефти» может быть удовлетворена, так как возможно предоставление по заявительному принципу участков недр для изучения флангов месторождений, по которым в госбалансе отсутствуют данные о наличии запасов.

Конкурентом «Роснефти» в борьбе за Эргинский кластер была «Газпром нефть», которая считала его продолжением своей части гигантского Приобского месторождения («Роснефть» разрабатывает северные блоки того же месторождения). Однако «Газпром нефть» проиграла аукционы на Эргинский и Назымский участки, хотя борьба за них была для компании принципиальной, говорит один из собеседников. Сейчас «Газпром нефть» уже не может подать заявку на Южно-Эргинский участок, потому что он не является для нее фланговым.

«Эргинский кластер может быть удачно интегрирован в обустроенную транспортную инфраструктуру Приобского месторождения,— считает представитель одной из консалтинговых компаний.— Во многом именно возможность такой интеграции обеспечивает экономическую целесообразность разработки Эргинского кластера, притом что 90% запасов там являются трудноизвлекаемыми».