Зарубежные СМИ во второй половине мая с.г. акцентируют внимание на меняющейся географии энергоэкспортной и внешнеторговой политики РФ. В тоже время, российская сторона косвенно вовлекается в споры насчет принадлежности ряда зарубежных "нефтегазовых" территорий.
Так, "The Wall Street Journal" (США,18 мая) отмечает, что "....западные экономические санкции и низкие цены на нефть довели российскую экономику до кризисного состояния, поэтому Кремль ищет новых партнеров и новые возможности для роста. Россия... пытается также рекламировать свои экспертные знания и практический опыт в энергетическом секторе, особенно в вопросах добычи нефти и газа, а также в атомной энергетике.
...Что касается споров в Южно-Китайском море (ЮКМ, по принадлежности его нефтегазовых районов и островов. - прим. ред.), то Россия изо всех сил старается не занимать какую-то твердую позицию. Для нее недопустимо обижать Вьетнам и Китай, которые покупают российское оружие и являются «стратегическими партнерами» Москвы. Но сохранять такое равновесие на фоне усиления этого спора (по тем же вопросам в ЮКМ. - прим. ред.) будет все труднее.
Не называя конкретно США, российский министр иностранных дел Сергей Лавров недавно сказал, что непричастные к данному спору стороны должны прекратить свое вмешательство в Южно-Китайское море, поскольку эта проблема может быть решена только посредством переговоров между Китаем и другими претендентами. Это разозлило Вьетнам, но понравилось Пекину, который ждет постановления Гаагского суда о законности своих территориальных притязаний в рамках Конвенции ООН по морскому праву.
Но здесь есть одно осложнение, заключающееся в том, что государственные энергетические компании России активно участвуют в морских проектах (нефте- и газодобывающих. - прим. ред.), осуществляемых в 200-мильной исключительной экономической зоне Вьетнама. Это может перерасти в проблему, если Пекин решит предъявить свои претензии на эти воды".
Кстати, японские и тайванские СМИ (в том числе японская гостелекомпания NHK) в середине мая с.г. сообщали о новом обострении спора Токио с Тайбэем по поводу нефтегазоносного архипелага Сенкаку в Восточно-Китайском море, на который претендует и КНР.
"Telesur TV", Венесуэла (Каракас, 18 мая с.г.) отмечает: "...вполне вероятно, что недавнее заявление Игоря Сечина о "кончине" ОПЕК вызвано отсутствием соглашения между Саудовской Аравией и Ираном, представители которого даже не присутствовали на последней встрече в Дохе 17 апреля, а также с Россией в вопросе замораживания добычи нефти и сдерживания падения цен на этот углеводород. В этой связи, уместно напомнить, что они опять пошли вверх и уже достигли 50 долл за баррель для марки Brent.
...Мы полным ходом движемся к регионализации углеводородов, когда США захватили богатейшие месторождения в Мексиканском заливе, ставя препоны разработке огромных нефтяных месторождений в Бразилии и Венесуэле. Как будут приспосабливаться к создавшемуся положению Алжир, Ангола, Эквадор и другие члены ОПЕК, во главе которой по-прежнему стоят нефтяные монархии арабского мира, к новым реалиям нефтяного рынка, на котором набирают силу процессы регионализации?"
Известный американский геополитик Фредерик Уильям Энгдаль указывает на то, что "англо-американский нефтяной рынок разрушен". Энгдаль развивает мысль Сечина о несостоятельности ОПЕК, которая уже не может диктовать свою волю рынку. Он также указывает на непродуманную политику бывшего министра нефти Саудовской Аравии аль-Наими, место которого занял Халид А. Аль-Фалих. Аль-Наими отказался от сланцевой нефти и газа, вызвав тем самым дефицит государственного бюджета Саудовской Аравии, и при этом создал избыток нефти в 3 млрд баррелей.
Он предупреждает и о том, что цены не вырастут до тех пор, пока избыток добытой нефти не будет сокращен. Если бы ОПЕК сумела добиться сокращения добычи нефти на 3 миллиона баррелей в день, то ей понадобилось бы почти три года на то, чтобы стабилизировать рынок...
Энгдаль утверждает, что нефтяной рынок сейчас разрушен, что повлечет за собой огромные, хотя и отчасти положительные политические последствия. Одно из них заключается в снижении роли доллара на мировых рынках, поскольку нефть является наиболее продаваемым сырьем в мире, за исключением разве что незаконного оборота наркотиков, а также "развал дорогостоящей индустрии сланцевой нефти в США".
Радио "Свобода" (24 мая с.г.) отмечает, что "...75% налогов, которые собираются на любой территории РФ, уходят в центр, а дальше - распределяются в виде трансфертов. Есть регионы, которым даже это позволяет жить прилично. В первую очередь, это Сахалинская область, у которой благодаря очень давним — еще при Ельцине — соглашениям о разделе продукции те деньги, которые получала область за нефть и газ с сахалинских шельфов, не уходили в Японию, а оставались в сахалинском бюджете. Поэтому сахалинский бюджет был все время наполнен, Сахалин не должен был отдавать все в федеральный бюджет. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа: там жителей мало, а доходы от нефти и газа всё равно большие даже при низких ценах на энергоносители. Есть регионы, у которых бюджет наполнен трансфертами из центра почти до 89%, это Дагестан и Чечня. И Крым близок к этому...
Беда в том, что на сталь, алюминий, нефть и газ конъюнктура в мире падает и, видимо, будет падать в дальнейшем просто в связи с прогрессом, который требует меньше алюминия, меньше стали, меньше энергии".