нефтянка

России гораздо выгоднее экспортировать сырую нефть, а не продукты нефтепереработки. Это свидетельствует о серьезном технологическом отставании отрасли. Российская нефтехимия создает не положительную, а отрицательную добавленную стоимость: вся ее готовая продукция стоит на 30% меньше, чем исходное сырье. Таковы оценки Института Гайдара. Американские специалисты уверены, что если ввести санкции против  крайне уязвимой нефтеперерабатывающей отрасли РФ, это станет по-настоящему болезненным ударом для России. Между тем премьер Дмитрий Медведев на вчерашнем совещании по нефтепереработке не высказал особых опасений.

Премьер Дмитрий Медведев ознакомился с работой нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Нижегородской области и обсудил проблемы отрасли. Точнее, не столько проблемы, сколько собственные надежды на лучшее.

В частности, он заявил, что "налоговый маневр" не повлияет на развитие нефтеперерабатывающих предприятий.

Маневр, действующий с 1 января 2015 года, предполагает поступательное снижение экспортных пошлин на нефть и одновременное повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К слову, Минфин предложил заморозить снижение пошлин на 2016 год, чтобы помочь бюджету. Окончательных решений относительно заморозки вчера объявлено не было.

Также Медведев сообщил, что за 2011-2014 годы инвестиции в модернизацию НПЗ составили 823 млрд руб., в 2015 году они составят еще 214 млрд руб.

Премьер уточнил, что хоть отрасль отстает от графика модернизации, у страны все равно есть "приличные шансы" провести модернизацию предприятий до 2020 года.

Программа по модернизации НПЗ стартовала в 2011 году, был составлен график реконструкции действующих и строительства новых установок НПЗ. Сначала нефтекомпании в основном в него укладывались, однако потом начались проблемы, которые усугубились новым падением нефтяных цен: все больше компаний стремились повременить с модернизацией нефтепереработки.

В проекте Энергетической стратегии до 2035 года, которую в конце августа этого года обнародовало Минэнерго РФ, прописаны довольно амбициозные цели. В ходе модернизации и внедрения новых отечественных технологий отрасль должна увеличить к 2035 году глубину переработки нефти с нынешних 72 до 90%. Глубина переработки 90% характерна для США, Западной Европы, Китая.

Время идет, но особых успехов нет. Это признают и в самом Минэнерго — в тексте стратегии: глубина переработки нефти увеличилась с 2008 года всего на 0,3 процентных пункта.

Один из вызовов для нефтяной отрасли РФ — это, как указывает Минэнерго, "постоянное ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти, что требует внедрения новых технологических решений и инвестиций и повышает себестоимость переработки нефти".

Проиллюстрировать технологическое отставание отрасли можно на простом примере — сравнив экспортную стоимость сырой нефти и произведенных из нее нефтепродуктов. Такое сравнение ранее провели специалисты Института Гайдара, взяв данные за 2013 год.

На внутреннюю нефтепереработку направляется около 270 млн т нефти в год. Если пересчитать этот объем по мировым ценам на 2013 год, то получается 214 млрд долл. Из указанного объема нефти Россия производит в год 39 млн т бензина, 72 млн т дизельного топлива, 10 млн т авиакеросина, 77 млн т мазута и прочих нефтепродуктов. Если предположить, что все это пойдет не на внутренний рынок, а на внешний по мировым ценам, тогда экспортные доходы России составили бы 149 млрд долл. Российская нефтехимия создает отрицательную добавленную стоимость: вся ее готовая продукция стоит на 30% меньше, чем исходное сырье.

Российскому правительству, похоже, стоит подготовиться к еще одному негативному фактору. Американские специалисты обсуждают введение новых санкций — против нефтеперерабатывающей промышленности, которая, по их мнению, крайне уязвима. Как они считают, это станет для России серьезным ударом.

В конце минувшей недели в Wall Street Journal была опубликована статья бывших сотрудников президентской администрации и Министерства юстиции США Полы Добрянски и Дэвида Ривкина, которые призывают конгресс США одобрить новые санкции.

"В то время как Россия является одним из ведущих мировых производителей энергии, ее мощности по переработке нефти устарели, их продукция имеет низкое качество, они не имеют резервных производственных возможностей, а инфраструктура срочно требует значительных инвестиций, — приводит Inopressa слова авторов статьи. — Большинство из пяти десятков крупных российских нефтеперерабатывающих заводов относятся к советскому периоду". Авторы указывают, что для переработки нефти российским предприятиям "необходимы постоянные поставки западного, в особенности американского, оборудования". "Текущие санкции США применяются только к новым российским проектам по добыче нефти и газа. Однако эмбарго — пусть даже одностороннее американское — на экспорт насосов для нефтеперегонных установок, компрессоров, контрольного оборудования и катализаторов приведет к повсеместным перебоям с продуктами нефтепереработки", — считают Добрянски и Ривкин.

Эксперты "НГ" признают, что обсуждаемые санкции могут стать проблемой. "Введение санкций в отношении российской нефтепереработки может оказаться губительным фактором для ее развития, поскольку из-за слаборазвитых отечественных технологий наше государство вынуждено делать упор на зарубежное оборудование при вторичной переработке сырья. Конечно, мы стараемся не сидеть сложа руки, активно внедряем наиболее продвинутые и эффективные российские технологические ноу-хау, но пока избежать сильной зависимости от импорта не удается", — говорит член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

"Более того, российские чиновники своими руками заложили мину замедленного действия, запустив реализацию "налогового маневра" в нефтяной отрасли, — продолжает Касаев. — В результате повышения НДПИ и понижения экспортной пошлины отечественные компании будут с куда большим энтузиазмом поставлять за рубеж сырую нефть, чем заниматься ее переработкой на внутреннем рынке". Как считает эксперт, "для достижения прогресса в этой сфере профильным госструктурам стоит пересмотреть принятые ранее решения с учетом уже имеющихся прорех в развитии нефтепереработки и возможных санкций Запада".

"В России действительно существует острая необходимость в закупке импортного оборудования. Это ставит стратегически важную отрасль в уязвимое положение", — говорит зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин.

Но эксперты надеются, что проблемы не будут столь катастрофичными, как того хотелось бы американской стороне. "В отличие от технологий шельфового бурения, технологии нефтепереработки не столь уникальны. Даже если их не удастся своевременно заместить, оборудование можно купить у других поставщиков, например, у Китая", — замечает аналитик компании "Премьер" Сергей Ильин.

При общем плачевном состоянии отрасли нефтехимикам все же есть чем похвастаться: отрасль постепенно переходит на выпуск сортов топлива с более высокими экологическими показателями.