Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в 2010г. восстановили экспорт нефтепродуктов почти до докризисного уровня. Значительными темпами увеличивался вывоз мазута дизельного топлива - как в натуральном, там в долларовом выражении. По оценкам аналитиков, нефтяные компании спешили заработать на этой продукции в преддверии налоговых изменений - новые ставки сделают невыгодным экспорт низкокачественных нефтепродуктов из РФ.

При этом российским нефтепереработчикам вряд ли удастся быстро перестроиться на выпуск высококачественного бензина и дизеля. Глубина переработки нефти в РФ сокращается, а износ основных фондов НПЗ достигает 70-80%.

Переработка на вынос

Российские нефтеперарабочики в 2010г. восстановили экспорт нефтепродуктов после провального для отрасли 2009г. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), доходы от экспорта нефтепродуктов в 2010г. выросли в 1,5 раза - до 69,4 млрд долл. В натуральном выражении экспорт увеличился на 8,9% - до 131,34 млн т. Большая часть продукции была отправлена в страны дальнего зарубежья. Оттуда же поступила и значительная часть выручки - 96%.

По мнению экспертов, на рост экспорта влияла выгодная для России конъюнктура на мировых рынках. По данным нефтяных компаний в 2010г. по сравнению с 2009г. мировая цена нефти Urals выросла на 28,3%, стоимость нефтепродуктов возросла почти на 30%. Экспорту продуктов переработки также способствовала более низкая по сравнению с нефтью экспортная пошлина, считает аналитик ИФК "Метрополь" Александр Назаров. Например, в декабре 2010г. ее ставка для темных нефтепродуктов была в 2,6 раза ниже, чем ставка для нефти.

"Поэтому в ряде случаев для собственника нефти выгоднее переработать нефть и потом ее вывезти", - считает соруководитель аналитического агентства "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов. Также на уровне спроса отразилась и холодная зима в Европе, которая повлияла на спрос одного из главных российских экспортных товаров - мазута.

Мазутные амбиции

Примечательно, что именно мазут (жидкие топлива) стал основным экспортным нефтепродуктом РФ в 2010г. В физическом выражении на его экспорт пришлось более половины от общего объема - 72 млн т (+12,8% к 2009г.). В долларовом - он стал больше на 55,7% и составил 31,28 млрд долл.

На втором месте по объему экспорта оказалось дизельное топливо. Российские нефтяники отправили за границу 40,6 млн т этой продукции, что на 8,2% больше, чем в 2009г. В денежном выражении экспорт увеличился на 43,6% до 25,7 млрд долл. По оценкам Минэнерго РФ, из России в основном вывозятся нефтепродукты, из которых впоследствии за границей производят высококачественный дизель.

По мнению экспертов, в этом нет ничего удивительного. Сегодня в мире (особенно в странах ЕС, которые являются основным экспортным направлением нефти и нефтерподуктов из Росиии) имеется избыток собственных перерабатывающих мощностей. "Для того чтобы их загрузить, многие страны отказываются от импорта нефтепродуктов, предпочитая сырую нефть и сырье для дальнейшей переработки", - говорит Д. Адамидов.

Примечательно, что экспорт бензина из РФ традиционно остается низким и даже сокращается. По сравнению даже с кризисным 2009г. он стал ниже на 34% и составил незначительные в общем объеме 2,97 млн т. В денежном выражении экспорт также сократился на 1,6%. На этом фоне экспорт из РФ более технологичного бензина выглядит более чем скромно. В 2010г. объем его поставок за рубеж сумел сократиться даже по сравнению с кризисным 2009г. на 34% до 2,97 млн т. В денежном выражении на фоне растущих цен на этот вид топлива экспорт стал меньше на 1,6%.

Причины и следствия

По мнению аналитиков, на структуру экспорта во основном влияет налоговая политика государства. В частности, ставка экспортной пошлины для темных нефтепродуктов в РФ значительно ниже, чем для светлых. В декабре 2010г. она была в 1,85 раза ниже. Однако уже с февраля правительством РФ были приняты новые правила расчета экспортных пошлин, призванные выровнять пошлины и к 2013г. и унифицировать их на уровне 60% от пошлины на нефть. Более того в планах Минфина РФ - уже к апрелю 2011г. унифицировать обе пошлины на уровне 66% от ставки на нефть.

По задумке чиновников, это должно стимулировать российские НПЗ на производство более высокотехнологичных и качественных топлив и увеличению глубины переработки нефти. Правда, как быстро нефтяники смогут перестроиться на новый лад, пока вопрос. В течение последних лет основные инвестиции НК были направлены на добычу нефти, при этом реконструкция НПЗ шла медленными темпами из-за отстуствия экономической целесообразности. В результате, как сообщается в аналитическом исследовании ИА INFOLine "Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность России", износ основных фондов на ряде НПЗ достигает 70-80%, а в структуре выпуска нефтепродуктов превалирует мазут.

Однако эти инвестиции могут оказаться рискованными, считают эксперты, сообщает РБК daily. "Примерный срок реализации проекта модернизации занимает пять и более лет, а государство, в свою очередь, не может гарантировать неизменность параметров налогообложения экспорта нефтепродуктов и условий транспортировки по системе ОАО "Транснефть", отмечает генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. При этом глубина переработки нефти в РФ, по данным Минэкономразвития, сокращается. В 2010г. она составила 71,2% против 71,9% в 2009г. Для сравнения в Европе этот показатель достигает 86-88%, в США - 89-92%, заключает М. Бурмистров.