Вице-премьер Алексей Оверчук дал поручения ведомствам и отдельным чиновникам, касающиеся выработки единой переговорной позиции России по проекту трансграничного корректирующего углеродного механизма (CBAM) Еврокомиссии, известного как углеродный налог. Согласованные российские предложения и замечания к инициативе Евросоюза должны быть представлены в правительство к 6 сентября. Это следует из протокола совещания у Оверчука, состоявшегося 30 июля 2021 года.
В совещании участвовали профильные высокопоставленные чиновники Минэкономразвития и Минфина, руководители Минприроды, Росгидромета и Рослесхоза, а также гендиректор «Интер РАО» Борис Ковальчук, советник президента России, спецпредставитель по вопросам климата Руслан Эдельгериев и спецпредставитель президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс.
«Россия заинтересована в развитии международного сотрудничества и активизации усилий по решению проблемы изменения климата. Сейчас правительство формирует позицию в отношении планируемого введения ЕС трансграничного углеродного регулирования. В этой работе задействованы профильные ведомства, вице-премьеры, ведутся консультации с экспертным и бизнес-сообществом», — сообщили в секретариате Оверчука.
Еврокомиссия в середине июля официально представила проект регламента по трансграничному корректирующему углеродному механизму. Согласно проекту, при ввозе в ЕС цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия через несколько лет необходимо будет покупать специальные сертификаты, которые и будут аналогом углеродного налога. По оценке Минэкономразвития, дополнительная финансовая нагрузка для российских экспортеров в результате введения углеродного налога ЕС составит €50,6 млрд до 2030 года. Углеродный налог может оказать существенный эффект на бюджет России, написали аналитики рейтингового агентства Scope Ratings в обзоре от 31 августа.
Потенциальные переговоры с ЕС
В соответствии с поручениями Оверчука Чубайсу совместно с Минэкономразвития, МИДом и Минприроды поручено создать рабочую группу с участием представителей Еврокомиссии для обсуждения проекта CBAM, а также «проработать возможность проведения переговоров на высоком уровне», следует из протокола. В свою очередь, Минэкономразвития, Минприроды и МИД должны до 6 сентября проработать предложения и замечания в отношении европейского проекта, согласовать их со спецпредставителями Эдельгериевым и Чубайсом и разместить на сайте Еврокомиссии.
Чиновникам также предписано воздержаться от оценочных суждений в отношении введения CBAM в Евросоюзе и планируемых в связи с этим действиях России «вплоть до утверждения переговорной позиции по данному вопросу» на уровне правительства. «Преждевременные высказывания, которые, возможно, будут отличаться от сформированной в результате позиции, могут служить почвой для появления искаженного восприятия этого вопроса», — прокомментировали в секретариате Оверчука.
«В том, что касается Трансграничного корректирующего углеродного механизма, мы по-прежнему готовы взаимодействовать со всеми международными партнерами», — сообщил официальный представитель Еврокомиссии. Что касается обратной связи на предложения ЕС, любая заинтересованная сторона может предоставить свои замечания через сайт Еврокомиссии, по CBAM такие замечания и предложения могут быть поданы до 27 октября 2021 года, добавил он.
РБК направил запросы в пресс-службу правительства, в Минэкономразвития, Минфин, Минприроды, Минэнерго, РЭЦ, представителю Чубайса, а также в компанию «Интер РАО». Представитель Минприроды и представитель Чубайса отказались от комментариев, в Минэкономики посоветовали обратиться в правительство.
Еврокомиссия, представляя проект CBAM, отмечала, что ЕС намерен взаимодействовать с третьими странами, чья торговля с блоком будет затронута углеродным налогом, чтобы вести диалог по конкретным элементам механизма. В частности, будут возможны двусторонние соглашения с отдельными странами, чтобы избежать применения CBAM в отношении секторов, в которых эти страны будут стремиться к декарбонизации.
В предложенном механизме ЕС уже виден ряд противоречий с правилами Всемирной торговой организации (ВТО) и международными договоренностями в области борьбы с изменением климата, говорил в интервью ТАСС министр экономического развития Максим Решетников. «Речь идет и о базовых принципах, таких как «национальный режим» и «режим наибольшего благоприятствования», и о введении ограничений на ввоз, и многом другом. То есть у нас есть серьезный набор оснований для претензий. Надеемся, что эти претензии будут урегулированы и дело не дойдет до спора», — заявил министр.
«Хочется надеяться, что помимо политических лозунгов и вопроса о соответствии CBAM нормам ВТО будет поставлен и вопрос о признании российской системы углеродного регулирования (которая постепенно начинает формироваться) для целей ее учета в формировании «цены за углерод», сказал партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Ситников (специализируется в области сопровождения климатических проектов). Если в стране происхождения углеродоемкого товара введена собственная система платы за углерод, Евросоюз обещает учитывать ее во избежание двойного обложения.
Сама Еврокомиссия утверждает, что предлагаемая ею система разработана таким образом, чтобы выдержать тест на согласованность с правилами ВТО. Европейцы решили не вводить дополнительных пошлин и не требовать покупки квот на выбросы (это означало бы введение количественных ограничений на торговлю). Выбранную схему «оспорить довольно сложно, поскольку она фактически просто вводит национальный режим в отношении импортируемых товаров и не предполагает какой-либо дискриминации», констатировали в июле эксперты Аналитического центра при правительстве России.
Верификация российских выбросов
Минэкономразвития, Минприроды и Российскому экспортному центру (РЭЦ) также поручено до 13 сентября провести анализ содержащихся в проекте ЕС методологий подсчета выбросов парниковых газов, образующихся при производстве товаров, и проработать вопрос создания и поддержки «системы отечественных верификаторов выбросов парниковых газов, признаваемых властями Евросоюза».
Законопроект Еврокомиссии по CBAM не включает точного перечня сырья и комплектующих, по которым должны учитываться «косвенные» выбросы при производстве (Scope 3), говорил замглавы отдела спецпроектов департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Алексей Фаддеев. По его словам, оценки показывают, что углеродный след для некоторой продукции с учетом или без учета выбросов Scope 3 могут различаться в десятки раз.
Другая проблема — верификация объема выбросов в производственных процессах российских компаний. Недавно Минэкономики подготовило проект приказа, который позволит ускорить процесс национальной аккредитации отечественных независимых организаций, которые будут заниматься верификацией углеродного следа, с тем чтобы в перспективе эти данные принимались Евросоюзом. В целом такая возможность заложена в проекте регулирования CBAM, но это будет зависеть от корреляции правил, которыми будет руководствоваться российский регулятор, с принципами аккредитации в европейском регламенте по CBAM, указывает Ситников. Создание в стране достоверной, верифицированной и признаваемой на международном уровне системы сбора углеродной отчетности — одна из целей, заложенных в проекте обновленной стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года.
Анализ эффектов углеродного налога
В целом Минэкономразвития, Минприроды, Минпромторгу, Минэнерго, Минтрансу и Минсельхозу поручено в срок до 13 октября проанализировать последствия введения углеродного налога в ЕС для отраслей российской экономики, а также для потенциальной реализации еще более широких, хотя и отдаленных инициатив по введению международного — в том числе глобального — углеродного регулирования.
По различным оценкам (Boston Consulting Group, КПМГ), годовые издержки импортеров российской продукции в ЕС от введения углеродного налога могут составить от $1,8 млрд до $5 млрд. Такие оценки исходят из того, что под регулирование будут попадать только объявленные пока Евросоюзом группы товаров. Если регулирование распространится на нефть, нефтепродукты, газ, уголь, цветные металлы, платежи по CBAM, связанные с экспортом из России в ЕС, издержки могут достигнуть €17 млрд в 2035 году, оценили в консалтинговой компании McKinsey.
Летом этого года группа G20 (куда входит и Россия) впервые признала в официальном коммюнике, что введение платы за углеродные выбросы является одним из методов борьбы с изменением климата. Налоги на углерод и торговля квотами на выбросы — наиболее распространенные рыночные инструменты для снижения вредных выбросов, в мире уже 46 стран реализовали или запланировали введение цены на углерод, говорится в августовской презентации McKinsey & Co. Однако, хотя рамочный российский закон об ограничении парниковых выбросов, подписанный в июле, и задает правовую основу для создания рынка углеродных единиц, российские власти не принимали решения о создании такого национального рынка. Обязательный механизм углеродной платы предусматривается только «интенсивным» сценарием низкоуглеродного развития России, а в базовом сценарии основной вклад в сокращение чистых выбросов достигается за счет поглощения углекислого газа при землепользовании и в лесном хозяйстве.
Углеродное регулирование будет постепенно приобретать все более глобальный характер, и чем больше позиция России будет состоять не только в критике этого регулирования, но и «в конструктивном встраивании в него», тем больше возможностей будет открываться для российского бизнеса и экономики, уверен Ситников. Россия, вероятно, будет постепенно адаптировать свою политику к климатической повестке, и российские действия будут во многом определяться европейскими инициативами и возможным расширением механизмов углеродной платы на другие страны, отмечают аналитики Scope Ratings.