Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович предложил конкретные сроки проведения следующей трехсторонней встречи с участием представителей России и Украины, посвященной вопросу продления транзитного контракта. Она может состояться в Брюсселе 16 сентября, следует из письма, которое 22 июля Шефчович отправил министру энергетики России Александру Новаку. Подлинность документа подтвердили собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переписки, и федеральный чиновник. Такое же предложение было сделано украинской стороне, сообщает Шефчович. «Надеюсь, что после получения результатов парламентских выборов в эти выходные их новое правительство будет быстро сформировано. И, как следствие, будет определено, кто из членов правительства возглавит трехсторонние переговоры с украинской стороны», – пишет Шефчович.

Представители Еврокомиссии и правительства Украины не ответили на запрос. В Минэнерго России, «Газпроме» и НАК «Нафтогаз» от комментариев отказались.

В 2018 г. «Газпром» экспортировал в дальнее зарубежье 201,7 млрд куб. м газа, из них через Украину было поставлено 86,8 млрд куб. м, или 43%. На страны Евросоюза – в той или иной степени от российского газа зависит 21 из 28 стран ЕС – в общем объеме экспорта в 2018 г. пришлось около 171 млрд куб. м газа. Из них более 72 млрд куб. м (около 42,3%) было поставлено через украинскую газотранспортную систему, но контракт на транзит через нее заканчивается в конце этого года.

«Газпром» рассчитывает к этому времени закончить строительство двух новых экспортных трубопроводов, которые теоретически могли бы позволить обойтись без транзита через Украину в принципе. Но сроки подачи газа во вторую нитку «Турецкого потока» (проектная мощность – 15,75 млрд куб. м) зависят от готовности газопроводов на маршруте Болгария – Сербия – Венгрия – Австрия, из которых ни один еще не построен. А строительство «Северного потока – 2» (55 млрд куб. м) до сих пор не согласовано Данией, кроме того, отводящий от него газопровод на территории ЕС (EUGAL) к концу 2019 г. сможет принять в себя в лучшем случае 30 млрд куб. м газа.

Для Евросоюза, где при общем потреблении газа 474 млрд куб. м в 2018 г. доля импорта превысила 76,5% (363 млрд куб. м), отсутствие согласия между «Газпромом» и «Нафтогазом» несет очевидную угрозу. А Еврокомиссия, в первую очередь в лице Шефчовича, пытается выступить третейским судьей в переговорах сторон. При его участии уже состоялось несколько трехсторонних встреч в 2018 и 2019 гг., но пока стороны обменивались лишь взаимоисключающими предложениями.

Кроме конкретных объемов транзита и сроков возможного соглашения одной из ключевых причин разногласий является итоговое решение Стокгольмского арбитражного суда, вынесенное в феврале 2018 г. По сумме встречных исков «Газпрома» и «Нафтогаза» об условиях контрактов на транзит и на прямые поставки газа на Украину суд обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» компенсанцию в размере $2,56 млрд. «Газпром» назвал решение нарушающим баланс интересов сторон, выплачивать сумму отказался, подал апелляцию, а параллельно еще и инициировал процедуру расторжения обоих контрактов.

Последний раунд трехсторонних переговоров состоялся в начале 2019 г. На нем украинским визави был предложен «нулевой» вариант, говорил предправления «Газпрома» Алексей Миллер на пресс-конференции после годового общего собрания акционеров. Украинская сторона, в свою очередь, неоднократно заявляла, что от уже присужденной компенсации отказываться не будет ни в коем случае.

«Вы спрашиваете, как будут развиваться события 1 января? 1 января – Новый год, новогодний праздник. А если Новый год, значит, будет весело», – сказал Миллер (в январе 2009 г., пока не были подписаны действующие контракты и стороны спорили об условиях, транзитный поток газа через Украину на время останавливался полностью).

Достижение договоренностей по транзиту газа через Украину до начала зимы – это очень оптимистичный, хотя и не невозможный сценарий, считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Динамика возможных переговоров будет зависеть от общего вектора российско-украинских отношений, а тут что-то прогнозировать сложно. Убедительная победа партии Зеленского на парламентских выборах означает, что у команды президента будет возможность самостоятельно формулировать позицию на переговорах и принимать решения в более сжатые сроки – это скорее позитивный фактор». Но действовать без оглядки на общественное мнение не получится, убежден Маринченко: «нулевой вариант», при котором «Нафтогаз» отказывается от присужденных $2,6 млрд, вряд ли возможен по политическим причинам.

Пока риски для продолжения транзита через Украину сохраняются, «Газпром» создает дополнительные резервы газа непосредственно в Европе, в планах закачать в ПХГ почти вдвое больше, чем в 2018 г., – 11,39 млрд куб. м. Но при полном отключении украинской трубы для беcперебойных поставок контрагентам «Газпрома» этого запаса хватит не более чем на один квартал.

«В долгосрочной перспективе я не верю, что поставки Российской Федерации в Европу могут продолжаться без транзита через Украину более трех месяцев, – заявил во вторник, 23 июля, руководитель газового интегрированного бизнеса «Нафтогаза» Андрей Фаворов (цитата из агентства УНИАН). – Давайте проживем эти три месяца, первый квартал, тогда будет легче выдохнуть».

«Сценарий, при котором стороны испытывают друг друга «на прочность», с потенциальным прекращением транзита в начале года тоже еще сложно исключить. Но, даже если «Газпрому» удастся исполнить свои контрактные обязательства за счет газа, закачанного в товарные хранилища, прекращение транзита через Украину до полного запуска «Северного потока – 2» заставит Европу нервничать и, вероятно, приведет к существенному росту спотовых цен на газ», – считает Маринченко.