Договоренности ОПЕК+ об ограничениях нефтедобычи отразились не только на показателях ВИНК, но и на игроках смежных отраслей. В частности, низкие цены на нефть сказались на бюджетах добывающих компаний, которые в свою очередь пересмотрели цены и сократили заказы на услуги в секторе нефтесервиса. Специалисты CREON Group узнали у ведущих экспертов индустрии, когда ожидать восстановления рынка буровой и промысловой химии.

В 2019 году российские нефтяные компании пробурили 1,1 млн м разведочных скважин, что на 6,4% больше, чем годом ранее. Одновременно проходка в эксплуатационном бурении, растущая последние годы, снизилась на 1,2% и достигла 27,3 млн м. Сокращение добычи и потребления нефти, вызванное соглашением ОПЕК+ и пандемией COVID-19, заставило нефтяников законсервировать действующие скважины, отказаться от бурения новых, а также прекратить геолого-технические мероприятия, включая гидроразрыв пластов.

Нефтесервисная отрасль всегда была чувствительна к колебаниям рынка, и стрессовый 2020 год, по мнению опрошенных CREON Group участников отрасли, может привести к ряду банкротств компаний. «В той или иной степени пострадают все виды нефтесервисных услуг. В абсолютных цифрах буровой нефтесервис пострадал от падения цен на нефть больше других секторов, так как это самый дорогостоящий и капиталоемкий бизнес. Объемы заказов буровых и связанных с ними нефтесервисных услуг снизились и продолжат снижаться. Я предполагаю, что общее снижение объемов заказов нефтесервисных услуг из-за падения цен на нефть составит от 30% до 50%», — считает глава «Буровой Компании ПНГ» Замир Абдуллаев.

Производители реагентов для нефтегазовой отрасли последствий кризиса пока не ощутили: «В марте-июне мы не почувствовали никакого снижения: наша компания законтрактована и выполняет текущие обязательства, — комментирует крупный производитель буровой химии. — Сейчас мы наблюдаем небольшое падение объемов, но это закономерно, так как летом продажи химии и реагентов для бурения всегда падают. Мы больше опасаемся, что нефтяники начнут пересматривать объемы добычи и консервировать малорентабельные скважины, или же сворачивать либо отодвигать на неопределенные сроки такие сложные и дорогостоящие проекты, как ТРИЗы в Баженовской свите. Возможно, кризис отразится на нас отложенным эффектом».

Дешевые китайские растворы

Российский нефтесервисный рынок уже несколько лет находится под санкциями, и его игроки не рассчитывают на скорое возвращение европейских и американских поставщиков. Поэтому российские компании пользуются либо собственными разработками, либо предложениями китайских компаний. По оценкам экспертов, до 2020 года Китай занимал порядка 20-25% российского рынка буровой химии, предлагая не самые качественные продукты по привлекательной цене. Однако в текущей ситуации многие российские компании вынужденно переходят на китайских поставщиков. «Китайская химия сильно давит на рынок российских реагентов для промысла и бурения. Ситуация, когда компании переходят на самые дешевые растворы, давно шла к своему апогею. И во многом ее создали сами нефтяники: они построили тендерную систему, ориентированную на минимальную цену без учета экономической эффективности более дорогих и качественных продуктов», — комментирует источник в отрасли.

Поддержка сверху

По прогнозам Минэнерго России, по итогам текущего года сектор нефтесервисных компаний может потерять от 30 до 40% объема заказов. «Нефтесервисный сегмент – важный сегмент для нефтегазовой отрасли, сегодня это примерно 1,5 трлн рублей выручки отрасли и более 150 000 занятых в отрасли», — отметил глава ведомства Александр Новак в мае на совещании по вопросам развития ТЭК под руководством президента Владимира Путина. «Мы считаем, что важно создать условия для продолжения деятельности по бурению скважин даже в тот период, когда в этом нет необходимости. Для этого необходимо обеспечить финансирование бурения скважин без их закрытия, чтобы в будущем можно было запустить этот фонд, когда возникнет необходимость», — подчеркивал министр.

В ближайшее время Минэнерго планирует ввести программу по поддержке отрасли, в том числе за счет госзаказов, субсидирования новейших разработок и их внедрения в производство. Так, федеральный бюджет выделит российским нефтяным компаниям, вынужденным закрывать малодебитные скважины, льготные кредиты на сумму 400 млрд рублей. Предполагается, что эти меры позволят нефтяникам до окончания истекающей в апреле 2022 года сделки ОПЕК+ пробурить до 3 000 скважин, которые будут стоять в резерве «до лучших времен».

Время переформатировать рынок

Текущий кризис – хорошая возможность перестроить рынок нефтесервиса РФ, последовав примеру  диверсификации бизнеса мировых гигантов, потерявших до 70% своей капитализации. «Из-за убыточности производства такие крупные международные компании, как Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes могут либо значительно сократить, либо вообще закрыть направления бурение и промысел, оставив лишь подразделения производства химических реагентов, моделирование и геофизику», — комментирует один из крупнейших игроков нефтесервисного рынка России и СНГ.

Опрошенные CREON Group эксперты считают, что рынок нефтесервисных услуг восстановится не раньше 2023 года, после того как его покинут неэффективные и технологически отсталые компании. «Несмотря на восстановление цен на нефть, пройдут месяцы, прежде чем все сегменты цепочки поставок восстановят последовательный рост доходов», — говорит источник в отрасли, подчеркивая, что при восстановлении рынка операторы будут отдавать предпочтение проектам с гибким бюджетом и приростом производства, а также высокодоходными инвестициям с коротким сроком окупаемости. «Первым в отрасли восстановится сегмент обслуживания скважин, однако для полного восстановления нефтесервисного рынка вероятно придется подождать до 2023 года, когда спрос на услуги вернется на уровень 2019 года», — считает эксперт.

«В отличие от крупных нефтедобывающих компаний, российский рынок буровой химии – это в основном мелкий и средний бизнес. И если первые с потерями переживут обязательства, навязанные сделкой ОПЕК+, то вторым придется крайне сложно. В этой ситуации правительству следует уделить пристальное внимание поддержке нефтесервиса», — заключает генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов.

Мария Дыменко, Александра Заикина