пестициды

Российский рынок средств защиты растений за 2019 год вырос почти на треть за счет увеличения посевных площадей и интенсификации сельскохозяйственных производств. Однако пандемия коронавируса показала, насколько зависимы российские производители от китайского сырья. Специалисты CREON Group узнали, что происходит в отрасли.

2020 г. для производителей средств защиты растений (СЗР) начался срывом международных перевозок и значительным увеличением сроков доставки. Более 90% действующего вещества (д.в.) на российский рынок пестицидов поставляют китайские поставщики. «Компании, которые успели завезти д.в. до закрытия сообщения с Китаем, оказались в большом плюсе», – рассказывает руководитель компании, поставляющей СЗР крупнейшим российским агрохолдингам. В марте и апреле поставки из КНР задерживались на два, а то и на четыре месяца, говорит источник в отрасли: «Некоторые аграрии в тот момент не получили заказы за декабрь и январь 2019 года».

На сегодняшний день Россия является наиболее быстрорастущим рынком СЗР в мире. За 2019 г. российский рынок пестицидов вырос на 28%, превысив объём 160 млрд рублей. По данным Минсельхоза РФ, посевные площади в предыдущем году под зерновые и масличные культуры увеличились на 1,1 млн га, что послужило благоприятным фактором для экстенсивного роста применения СЗР. Это в свою очередь способствовало росту рынка гербицидов, на чью долю приходится порядка 50% всего отечественного рынка пестицидов.

С января по апрель текущего года выпуск СЗР в России резко увеличился. По данным Росстата, производство гербицидов за первые четыре месяца 2020 г. выросло на 55,4% до 38,1 тыс. тонн, фунгицидов –  на 3,2% до 10,6 тыс. тонн. По сравнению с показателями 2019 года, в апреле выпуск гербицидов увеличился на 34,9% и составил 12,6 тыс. тонн, а выпуск фунгицидов сократился на 6% до 4 тыс. тонн.

Повышению темпов роста в первые четыре месяца этого года способствовало несколько факторов, считает Михаил Данилов, директор по маркетингу и продажам компании «Август»: «В первую очередь сказалась ранняя весна. Во-вторых, из-за пандемии многие сельхозпроизводители были не уверены в том, что они получат пестициды в нужное время, и закупали впрок. В-третьих, многие из них, зная, что себестоимость продукции зависит от курса доллара, стремились успеть приобрести как можно больше химических средств защиты растений по старым ценам. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и Российского союза производителей химических средств защиты растений, по итогам 1-го квартала 2020 г. отгрузки СЗР компаниями из топ-10 выросли на 62%. Однако со временем эффект ажиотажного спроса стал нивелироваться – большинство аграриев уже получило необходимую продукцию».

Цены на пестициды выросли

Последовавшее за пандемией и нефтяным кризисом снижение рубля сказалось и на стоимости пестицидов, поскольку цена ввозимого д.в. привязана к курсу доллара. Так, в апреле большинство производителей СЗР были вынуждены увеличить цены по всем группам препаратов. «Конечно, мы были вынуждены изменить цены в соответствии с курсом, в среднем подняли их на 10%», - говорит поставщик пестицидов.

Крупные производители СЗР обладают достаточными запасами сырья для выполнения контрактов, заключенных в конце года на следующий сезон. Поэтому закупленные ранее при более низком валютном курсе д.в. позволили крупным компаниям сохранить ранее оговоренные ценовые условия. «В начале этого года, до скачка курса доллара, цены на химические СЗР были даже ниже, чем в 2019 году из-за растущей конкуренции на рынке, - отмечает Михаил Данилов. - Поэтому на данный момент средневзвешенная цена продукции компании «Август», отгруженной в нынешнем году как по старым, так и по новым контрактам, ниже прошлогодней».

Большинство опрошенных CREON Group участников отрасли считают, что коронавирус не сильно повлиял на агробизнес и на производителей пестицидов: «В начале пандемии была неделя-две неопределенности, а так сектор как работал, так и продолжает работать», - говорит источник в отрасли. «Мы работаем на не затронутом пандемией сельскохозяйственном рынке, все всё посеяли и опрыскали, и никакие ограничения нам не мешали, - уверяет входящий в топ-10 российский производитель СЗР. - Если курс рубля будет стабильным, то можно предположить, что и цены до конца года меняться не будут – мы свои пока не пересматривали».

Однако региональный представитель другого крупного российского производителя, входящего в десятку крупнейших заводов-поставщиков пестицидов, уверен, что цены еще могут вырасти: «Конечно, всё будет дорожать. Это неизбежно».

Локализация подтолкнула рынок СЗР к развитию

Введенные с 2018 г. пятилетние антидемпинговые пошлины на ввоз гербицидов из стран Европы стали существенным фактором в становлении российского рынка СЗР. Это способствовало локализации европейских производств в России, для которых разработка и реализация долгосрочных инвестиционных проектов становится приоритетной стратегией развития бизнеса.

Например, Syngenta строит новое предприятие на территории ОЭЗ «Липецк» с объемом инвестиций порядка 1,6 млрд рублей. «На первой фазе проекта завод будет производить 5 млн литров гербицидов ежегодно, и мы собираемся запустить производство уже в середине 2021 г., - комментирует директор компании в России Джонатан Браун. - С открытием липецкого предприятия мы планируем увеличить уровень локализации нашего производства СЗР в России до 80%».

Немецкий Bayer в январе 2020 г. также стал резидентом особой экономической зоны «Липецк». Компания намеревается построить завод по производству СЗР с основной ориентацией на российский рынок, часть продукции будет поставляться на экспорт, включая страны СНГ. Детальные параметры проекта в Bayer пока не раскрывают, по оценкам экспертов, инвестиции могут составить не менее 1 млрд рублей. «Строительство собственного завода станет стратегически важным шагом для компании на пути к развитию локализации производства и повышения доступа к высокотехнологичным продуктам Bayer», - заявил руководитель дивизиона Bayer Crop Science в Восточной Европе Ив Пике.

Однако действующее вещество для СЗР будет по-прежнему завозиться из Китая: «Каждая компания имеет всего несколько заводов в мире, на которых они производят д.в., обеспечивая потребности всего рынка. И никакого смысла мультиплицировать производство для России, для Европы, для рынка Китая и США нет», - поясняет Джонатан Браун. Не только Россия, но и многие развитые страны импортируют д.в. и не пытаются наладить это производство у себя.

Будущее за биопестицидами

Колебание цен на химические СЗР вызывает повышенный интерес аграриев к биологическим препаратам, спрос на которые стабильно растет уже несколько лет. «Так, например, Франция планирует к 2025 г. перевести до 50% СЗР на биологические средства, во всей Европе к 2030 г. до 25%, и как результат, развивается бум на эффективные качественные биопрепараты, - говорит генеральный директор «Бионоватик» Рустам Рамазанов. - Подхватил европейскую эстафету и Китай, несмотря на свое мировое господство в химическом агропроме. И то же самое происходит сейчас в США».

Драйвером развития в Америке выступает даже не экологическая повестка, считает эксперт, а решение проблем с добавочной стоимостью в агросекторе: «Фермер должен зарабатывать как главное действующее лицо в продовольственной безопасности страны и опора устойчивого сельского хозяйства, а не отдавать всю прибыль пестицидным компаниям», - считает Рамазанов. По оценкам рыночных экспертов, химический сегмент СЗР растет всего на 1,5-2% в год, а биологический сегмент – на 15-20% в зависимости от страны. Поэтому именно за биологическими СЗР – будущее всего сектора средств защиты растений.

Российский рынок СЗР остается очень привлекательным как для глобальных игроков-производителей, так и для отечественных компаний. Существенный размер земельного банка, благоприятные климатические условия, высокое качество почв, а также выгодное географическое положение, позволяющее экспортировать СЗР из России в Центральную Азию и страны ЕС, предоставляют компаниям отрасли большие возможности для роста и развития. «Российский рынок пестицидов продолжает уверенно расти. В 2019 г. его объем превысил 160 млрд рублей и составил более 3% от мирового рынка. Поэтому Россия была и останется приоритетным рынком для международных компаний-производителей пестицидов», - прокомментировала Ольга Журавлева, член совета директоров CREON Group. 

Мария Дыменко, Ольга Журавлева