Крупнейший российский поставщик СПГ НОВАТЭК, не попавший под последние санкции США и ЕС, тем не менее сталкивается с последствиями введенных рестрикций. В первую очередь это касается сотрудничества с ВЭБ.РФ — организация должна была предоставить внешнее финансирование для проекта «Арктик СПГ-2» и выступает лизингодателем для большей части нового флота НОВАТЭКа. Помимо этого, танкеры с грузами НОВАТЭКа не могут войти в порты Британии и Франции.
У НОВАТЭКа могут возникнуть проблемы с проектным финансированием проекта «Арктик СПГ-2» из-за санкций в отношении российских банков — ВЭБ.РФ, «Открытие» и Сбербанка. Пул российских банков — Сбербанк, Газпромбанк и его дочерний Bank GPB International S.A., ВЭБ.РФ и «Открытие» вместе должны предоставить до €4,5 млрд из общей суммы проектного финансирования в €9,5 млрд. В Сбербанке и ВЭБ.РФ от комментариев отказались, в «Открытии» на запрос “Ъ” не ответили. Французская Total, которая владеет 10% в «Арктик СПГ 2», 1 марта заявила, что не будет участвовать в новых проектах в РФ. Не ясно, означает ли это, что компания не будет предоставлять акционерное финансирование «Арктик СПГ-2».
Кроме того, Reuters сообщал, что участвующие в проектном финансировании итальянские банки приостановили его. Речь идет о $561 млн, которые должен был предоставить государственный банк Cassa Depositi e Prestiti (CDP) и российское подразделение банка Intesa Sanpaolo, гарантию под них должно было предоставить итальянское экспортно-кредитное агентство SACE. Источники на условиях анонимности сообщали, что этот кредит еще не был выдан.
Проектное финансирование для «Арктик СПГ 2» было сформировано в ноябре 2021 года. Доля финансовых институтов стран—участниц ОЭСР в общем объеме составила до €2,5 млрд, из них вклад японского JBIC — €1,71 млрд. Еще до €2,5 млрд предоставят китайские финансовые институты, включающие Банк развития Китая и Экспортно-импортный банк Китая.
Санкции против ВЭБ.РФ тяжко ударят по планам строительства флота СПГ-танкеров ледового класса для НОВАТЭКа.
Предполагалось, что в сотрудничестве с южнокорейской Samsung Heavy Industries на верфи «Звезда» на российском Дальнем Востоке будет построено 15 газовозов, в том числе заказчиком одного из них выступает «Совкомфлот» (попал под санкции ЕС), остальных — ВЭБ. Эти 14 судов затем должны быть переданы в лизинг «Совкомфлоту» под договора тайм-чартера с НОВАТЭКом. Но теперь ВЭБ не сможет оплатить стоимость этих судов (около $3 млрд), учитывая, что Южная Корея решила ввести против российских банков такие же санкции, как ЕС. Кроме того, Samsung строит СПГ-танкер и три танкера aframax для «Совкомфлота», а также четыре СПГ-танкера Arc4.
Санкции начинают сказываться и на текущей деятельности НОВАТЭКа, который, как и многие другие российские экспортеры, сталкивается с проблемами при продаже грузов. Как сообщает Reuters, четыре СПГ-танкера НОВАТЭКа «Федор Литке», «Борис Давыдов», «Кристоф де Маржери» и «Борис Вилькицкий», направлявшиеся в порты Франции и Великобритании, теперь сменили статус на «ожидание» (for orders). Это значит, что пока капитанам не сказали, в какие порты им нужно направиться. Великобритания 1 марта сообщила, что запретила всем судам, имеющим какую-либо связь с Россией, заходить в британские порты. Пятый танкер «Николай Урванцев», вышедший из Сабетты 1 марта, указал на аналогичный статус.
Партнер КИАП Антон Самохвалов отмечает, что пока непонятно, что подразумевается под прекращением сотрудничества со стороны Южной Кореи: будет ли это аналогом включения банков в SDN-list США, или дело ограничиться запретом на совершение каких-то определенных операций с ними.
«Если запреты будут предполагать невозможность для корейских компаний иметь действующие контракты на строительство судов с лизинговыми подразделениями банков, то, очевидно, потребуется исключить их из договорных отношений — например, уступив права по договорам лицам, не попавшим под санкции. Есть ли такие лица, готовые взять на себя проекты в текущей ситуации,— вопрос», — говорит он.
По мнению собеседников, даже полная невозможность построить суда на «Звезде» не приведет к критическим проблемам для «Арктик СПГ 2», так как у НОВАТЭКа остается достаточно судов, чтобы поставлять грузы по более короткому плечу в Европу. Однако возможности поставок грузов в Азию по Севморпути снизятся, при этом сейчас азиатский рынок остается единственным надежным потребителем российского СПГ.