Предрасположенность России к "федерализации" Сирии, что выведет многие нефтетранзитные объекты в стране из-под контроля Дамаска, развитие  связей РФ с Северной Африкой и тяжелые последствия низких нефтяных цен и западных санкций - основная тематика публикаций зарубежных публикаций второй декады марта с.г. по экономике и внешнеэкономической политике России.

Ален Родье во французской "Atlantico" (18.03.) отмечает, что "...Россия решила уйти из Сирии под тем предлогом, что ее задачи выполнены". По мнению эксперта, руководству РФ "явно пришлись не по душе заявления Башара Асада о том, что тот намеревается отвоевать всю сирийскую территорию. Возможно, у этих разногласий имеются и другие причины. Целью России было закрепить позиции режима на западе (где расположены военные базы РФ. - Прим. ред.) и заручиться поддержкой курдов" (в сирийской части Курдистана расположены основные трассы транссирийских нефтепроводов. - Прим. ред.).  

В то же время, операция в Сирии очень дорого обходится Москве, чья экономика сейчас переживает тяжелые времена из-за спада цен на нефть и западных санкций. Экономические соображения наверняка сыграли свою роль в решении президента Путина. Вырисовывающийся вариант урегулирования кризиса - раздел страны - играет России на руку. Схожие оценки высказывает кувейтская "Al-Rai" (16.03), а ливанская "Аs-Safir" (16.03.) среди главных причин сирийского "решения" Москвы отмечает не только "трудную экономическую ситуацию в России, связанную с падением цен на нефть и санкциями", но и "наблюдающееся в последнее время сближение Москвы и Эр-Рияда". Оманская "Al-Watan" (16.03) полагает, что "...после поражения в ходе совместной операции России и сил режима Асада, радикальные группировки могут вновь окрепнуть, так как финансирование их деятельности и вооружение их рядов идут бесперебойно". Этими и некоторыми другими арабскими СМИ отмечается также важнейшая роль нефти, экспроприируемой данными группировками для их финансирования и  военного оснащения.

"Санкэй симбун" (Япония, 16.03.2016 г.) акцентирует внимание на том, что "...министерство сельского хозяйства РФ не согласно с решением администрации Путина урезать бюджет и требует увеличить субсидии. В 2015 году отрицательный рост экономики РФ, бюджет которой на 50% зависит от нефтяных и газовых доходов, составил 3,7%. Финансовый дефицит бюджета на 2016 год, в котором нефтяные цены заложены на уровне 50 долларов за баррель, намного превысит первоначальные прогнозы. Российские государственные фонды, накопленные в период высоких цен на нефть, постепенно исчезают...

Что касается курса рубля, то он упал вдвое по сравнению с показателем двухлетней давности. 14 марта он составил 69 рублей за один доллар. Рост цен на импортные товары и сырье негативно сказывается на промышленности; на это наложились западные экономические санкции. По информации агентства «Интерфакс», за исключением банковской сферы в 2015 году иностранные инвестиции снизились в три раза, составив 6,7 млрд долл.

...Россия позитивно настроена в отношении снижения объемов добычи нефти. Если благодаря этому цены вырастут до 50-60 долларов за баррель, обстановка окажется "намного выгоднее для России, чем постепенное увеличение добычи" (по словам заместителя генерального директора по науке в Институте энергетической стратегии Алексея Громова)".

 Однако "...для российских нефтяных месторождений характерна низкая производительность. Если приостановить добычу, возобновить ее будет не так-то просто. Если в условиях вечной мерзлоты перекрыть нефтепроводы, они замерзнут; оборудование также устаревает. Россия оказалась в крайне затруднительном положении: она не может уйти от энергозависимой экономики".

 "National Interest" (США, 15.03) отмечает возможности российско-марокканских отношений для экономического развития "нефтегазовых" стран Магриба. При этом "...возможности для развития марокканского Юга (проекты по развитию транзитной инфраструктуры, добыче фосфатов и нефти в этом регионе Марокко - Прим. ред.) как международного входа на континент только начинают появляться. Ливия, как и Тунис, нуждается в срочной экономической помощи. Алжиру, страдающему от снижения нефтяных цен, нужны знания и опыт для диверсификации экономики и осуществления реформ. Россия может сыграть очень важную роль в создании новых рабочих мест для молодежи в Северной Африке".