Компания «Саянскхимпласт» является одним из крупнейших предприятий химической отрасли за Уралом, лидером по производству поливинилхлорида и каустической соды. Продукция «Саянскхимпласта» неоднократно отмечена дипломами и медалями на российских и международных выставках, ярмарках и конкурсах. РБК беседует с ВАЛЕРИЕМ ХАРИТОНОВЫМ, директором по производству и развитию «Саянскхимпласта».

– Валерий Иосифович, как человек с большим опытом работы в химической промышленности, как вы оцениваете современное состояние отрасли?

– Сегодняшняя Россия, как и в советские времена, является одним из лидеров в мировой добыче углеводородов, но по выпуску из них пластмасс в первичных формах на мировом рынке занимает всего лишь 2%. Продолжается глубокое отставание химической промышленности, усугубляемое острым дефицитом углеводородного сырья. Доля химического комплекса в структуре ВВП России составляет 1,6%, в то время как данный показатель в ведущих странах мира составляет от 6,1% в США до 8,9% в КНР.

Современная Россия отправляет на экспорт углеводородное сырье без его глубокой переработки, в то время как из-за его дефицита даже созданные мощности химических предприятий недогружены. Дефицит углеводородного сырья и устаревшая нормативно правовая база в полной мере касается и «Саянскхимпласта», который за всю свою историю никогда не был обеспечен этиленом в необходимом объеме.

При том политическом и экономическом положении, которое складывается сегодня, производителям углеводородного сырья выгоднее отправлять его на экспорт, не считаясь с потребностями внутренних производителей. Я думаю, что государство должно каким-то образом вмешаться в эту ситуацию.

Но дефицит сырья и отсутствие мощностей внутри страны – не единственные причины, ограничивающие развитие производств по выпуску высокотехнологичных полимеров. Перечень уже набивших оскомину препятствий пополняется нормативными ограничениями. Здесь показателен пример полиуретана.

Инновационный вид пластика, по сути, являющийся венцом высоких переделов углеводородного сырья, оказывается практически неконкурентоспособным по сравнению с более простыми, но не такими эффективными материалами. Одна из главных причин – устаревшая нормативная база и нормы технического регулирования. Доля пенополиуретана на рынке теплоизоляционных материалов в Великобритании доходит до 37%, в России данный показатель кратно скромнее, всего 2–3%. В сфере нормативной документации по пожарным испытаниям царит полная неразбериха. Документы федерального уровня согласовывают использование пенополиуретана для строительства зданий любого типа, в то время как ведомственные инструкции вводят необоснованные ограничения, часто в нарушение законодательства.

Ситуация складывается парадоксальная. С одной стороны, правительство провозглашает курс на развитие нефтехимии, активное содействие импортозамещению. С другой – различные подзаконные акты ограничивают применение эффективных полимеров.

– Совсем недавно начата реализация проекта «Сила Сибири», это как-то изменит положение с обеспечением сырьем предприятий?

– С принятием решения о строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири» наконец-то начнется промышленное освоение газоконденсатных месторождений Якутии и Восточной Сибири – Чаяндинского и Ковыктинского. Появилась надежда, что в долгосрочной перспективе основной эффект от разработки этих месторождений мы получим не столько от экспорта газа, сколько от развития газохимии.

«Саянскхимпласт» – крупнейший производитель суспензионного ПВХ в России. Рынок ПВХ в России дефицитный. К 2030 году дефицит прогнозируется на уровне около миллиона тонн. Компания способна в два и более раз увеличить производство ПВХ, сдерживающий фактор – дефицит углеводородного сырья. С освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения и газификацией Иркутской области эта проблема решается.

Освоение Ковыктинского ГКМ даст Иркутской области уникальный шанс ускоренного развития, и экономический эффект будет определяться не только газовым промыслом и газопроводами, но и развитием газохимии, дающей продукты с высокой добавленной стоимостью. Развитие нефтегазохимической промышленности на территории области, связанное с созданием новых мощностей и модернизацией существующих, должно стать приоритетным направлением социально-экономического роста региона.

– «Саянскхимпласт» достаточно давно занимается вопросами, связанными с созданием на саянской площадке газохимического производства, есть ли сейчас прогресс в реализации этого проекта?

– Насколько мне известно, по заказу «Газпрома» ВНИПИгаздобыча разработал «Обоснование инвестиций комплексного проекта газоснабжения южных районов Иркутской области, в том числе создания газоперерабатывающих, газохимических мощностей».

В нем предусмотрена подача природного газа Ковыктинского ГКМ по маршруту Ковыкта – Жигалово – Саянск – Ангарск – Иркутск, рассмотрены четыре варианта объемов поставки природного газа в зависимости от того, как будет просчитано потребление в Иркутской области. «Саянскхимпласт» в своих прогнозах развития ориентируется на вариант с максимальным объемом переработки природного газа – 6,1 млрд куб. м.

В проекте рассматривается создание «Газпромом» в Саянске газоперерабатывающего комплекса, где из природного газа Ковыктинского ГКМ планируют получать: этановую фракцию, смесь пропан-бутан техническую, гелий и топливный газ по ГОСТ 5542-87. В Саянске на газохимическом комплексе этановая фракция в полном объеме будет перерабатываться в этилен, и часть топливного газа с газоперерабатывающего комплекса используется на пиролизных и энергогенерирующих установках.

– Что дает реализация проекта газификации «Саянскхимпласту», Иркутской области, отрасли?

– Ресурсы этилена с газохимического комплекса позволят нарастить выпуск ПВХ на «Саянскхимпласте» до 700 тыс. т в год, что на 40% сократит объем дефицита ПВХ на внутреннем рынке, прогнозируемый «Планом развития газо- и нефте- химии России на период до 2030 года».

Организация производства этилена и наращивание выпуска ПВХ на «Саянскхимпласте» создадут дополнительный приток средств в бюджеты всех уровней в объеме около 2 млрд руб. Консолидированный прирост налоговых поступлений при реализации проекта газоснабжения, по предварительной оценке, превысит 12 млрд руб.

Условия для развития потребления природного газа в регионе есть. В Иркутской области создан и работает крупный нефтехимический комплекс. В городах Ангарске, Саянске, Усолье-Сибирское сложилась промышленная база нефтехимии, создана необходимая инфраструктура. Имеются отводы земли, резервные производственные площади, свободные производственные мощности, высококвалифицированные кадры и система их подготовки, что создает условия для организации высокоэффективного химического кластера.

Создание кластера позволит привлечь высокие технологии, обеспечить конкурентоспособность производимой продукции, наполнить региональный бюджет и решить многие социальные задачи региона. Помимо региональных задач будет сделан значительный шаг в сфере импортозамещения – создадутся необходимые предпосылки для возрождения утраченных и создания новых высокотехнологичных производств, использующих отечественную химическую и нефтехимическую продукцию глубокого передела.

– Создание газохимического кластера потребует значительных инвестиций, усилий со стороны различных структур?

– Действительно, необходимы инвестиции в рамках частно-государственного партнерства, при котором государственный капитал решает сырьевой и инфраструктурный вопросы, а частный капитал – производственные задачи.

Главное здесь, чтобы, решая глобальную задачу подачи природного газа с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в Китай, не забыли о газификации и создании газохимического кластера в Иркутской области, и здесь ведущая роль должна быть за региональным правительством.

Приказом Министерства энергетики от 1 марта 2012 года №79 утвержден «План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года», предусматривающий формирование шести нефте- газохимических кластеров, в том числе и Восточно-Сибирского кластера в Иркутской области. Базой Восточно-Сибирского кластера являются производственные мощности НК «Роснефть» (Ангарский завод полимеров) и «Саянскхимпласта». Определено, что основная инициатива по развитию кластеров принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и отраслевым организациям с возможностью создания соответствующих координационных советов и управляющих компаний.

– Вы уже говорили, что с реализацией проекта «Сила Сибири» появилась надежда на реальную газификацию Иркутской области и создание здесь газохимического кластера. Какие конкретные шаги необходимы?

– Реализация подобных проектов, как показывает мировая практика, создает положительный социально-экономический эффект сразу по нескольким на- правлениям: дополнительные рабочие места как на самом производстве, так и на время строительства; размещение крупных заказов на оборудование и материалы; создание устойчивого спроса на сырье и энергоресурсы; укрепление позиций национального производства и на деле работающее импортозамещение.

Наиболее очевидный эффект – наполнение бюджетов всех уровней, что происходит даже в условиях облегченного налогового режима, который, конечно, необходим при воплощении в жизнь столь масштабных проектов, а рост объемов выпуска продукции обеспечит значительно большее наполнение бюджета, чем увеличение налогового бремени на неразвивающиеся производства.

Размещение крупных газохимических производств в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке во многом будут способствовать развитию восточных регионов России, являться залогом для решения большого круга существующих здесь социально-экономических проблем: значительно уменьшить отток населения, создать плацдарм для развития и расширения полноправных партнерских отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Исходя из вышесказанного, считаю, что правительству Иркутской области целесообразно создать управляющую компанию с возложением на нее полномочий и ответственности за газификацию Иркутской области. Необходимо получить на федеральном уровне (президент РФ, правительство) решение об ускоренной программе реализации первой очереди освоения Ковыктинской группы месторождений и газификации юга Иркутской области, а также актуализировать программу перевода на ковыктинский газ как сырье нефтегазохимического комплекса.Должны быть определены меры государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях первой очереди освоения Ковыктинского месторождения и формирования Иркутского нефтегазохимического кластера.