Возможный передел нефтегазовых маршрутов в Закавказье и проблематичность сдерживания добычи нефти становятся основной темой многих экспертных оценок по энергетической проблематике в конце марта-первой декаде апреля с.г.
Тему регулирования нефтедобычи часто стали обсуждать и СМИ Ирана. Так, по данным иранской "Donya-e Eqtesad" (1-2 апреля с.г.), "на запланированном саммите в Дохе (столице Катара) 17 апреля с.г. стороны вновь будут обсуждать возможности стабилизации нефтяного рынка. Но в канун саммита уровень нефтедобычи в России очередной раз обновил рекорд за последние 30 лет. Он достиг 10 млн 910 тыс. баррелей в день или 46,149 млн тонн за прошедший март. Что превысило как показатели минувшего февраля, так и все данные (за месяц - прим. ред.) за период с 1987 года".
Это говорит о том, что "...России сложно придерживаться взятые на себя обязательства по удержанию объема нефтедобычи на январском уровне 2016 г. Ситуация осложняется еще тем, что все крупнейшие энергетические компании РФ («Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ) имеют каждая свою собственную программу добычи".
Но швейцарская "Le Matin" (Лозанна, 27 марта с.г.). отмечает, что решение сдерживать нефтедобычу прежде всего политическое: "...мировые производители нефти готовы начать диалог. В Москве давно ходят слухи о том, что вывод российских войск из Сирии, якобы, был одним из условий со стороны Саудовской Аравии для сокращения добычи нефти с целью сдерживания падения цен на неё". Британская "Аl-Аrab" (Лондон, 2 апреля с.г.) тоже склоняется к похожему прогнозу: "...возможно, между странами нет прямой договоренности такого рода. Но вполне вероятно, что усилия Эр-Рияда в вопросе повышения мировых цен на нефть побудили Россию принять более рациональную позицию в отношении Сирии".
Что касается прогнозов ситуации в Закавказье в плане надежности там евроазиатских нефтегазовых маршрутов, "Радио Азаттык (Киргизстан, 9 апреля) отмечает, что "...нефть и газ из Азербайджана поставляются на запад по двум трубопроводам, и оба проходят вблизи оспариваемого анклава Нагорный Карабах. Какое-либо усиление конфликта может поставить под угрозу этот маршрут, а с ними надежды Европы на альтернативный путь для снижения зависимости от энергопоставок из России".
"Потенциальное столкновение в связи с Нагорным Карабахом, вероятно, может затронуть оба трубопровода. Они имеют ключевое значение для Азербайджана, затем Турции и в меньшей степени для Европы и мировой экономики", — говорит доцент по энергии, геополитике и экономике в Университете Никосии на Кипре Теодорас Цакирис.
Он также отмечает, что в случае устойчивого конфликта Азербайджан, скорее всего, перекроет трубопроводы по соображениям безопасности, чтобы избежать утечки нефти и газа, если будет повреждение трубопроводов. В первую очередь, Европа почувствует это на поставках нефти. По трубопроводу Баку — Джейхан проходит около одного миллиона баррелей в день, большая часть из них поступает в Европу, а некоторая — в Израиль.
По данным "Голоса Америки" (8 апреля с.г.), эксперт Атлантического совета США Бренда Шаффер полагает, что "небольшая территория с населением менее 100 тыс. человек (т.е. Нагорный Карабах - прим. ред.) превратилась в район крупномасштабного военного противостояния" не только потому, что она расположена, по существу, на линии размежевания между Россией и НАТО. Но еще и потому, "что не менее существенно, вблизи важнейших торговых путей и путей транспортировки энергоресурсов".