По данным исследовательской группы Global Witness, в 2022 г. на долю компании приходилось почти восьмая часть судового экспорта российского газа. Shell заявила, что сделки были результатом «долгосрочных договорных обязательств» и не нарушают законы или санкции, сообщает канал "НеБуровая" по сообщению BBC.
9 мая из порта Сабетта на полуострове Ямал вышел танкер, способный перевозить более 160 000 м3 СПГ. Этот груз был куплен Shell перед отправкой в конечный пункт назначения, Гонконг. Согласно Kpler, это одна из восьми партий СПГ, закупленных Shell на Ямале в этом году. По подсчетам Global Witness, в прошлом году на Shell приходилось 12% морской торговли СПГ в России, и она вошла в пятерку крупнейших продавцов СПГ российского происхождения.
В марте 2022 г. Shell заявила, что намерена отказаться от российских нефти и газа. Компания заявила, что перестанет покупать российскую нефть, продаст свои автозаправочные станции и другие предприятия в России. Она также закрыла свои совместные предприятия с «Газпромом». Компания заявила, что начнет «поэтапный отказ от российских нефтепродуктов, трубопроводного газа и СПГ». Но предупредила, что это будет «сложная задача».
С тех пор Shell продолжала принимать грузы СПГ из двух российских портов, одного на Ямале и одного на Сахалине.
Shell раньше была миноритарным инвестором в сахалинском газовом проекте, но отказалась от этого проекта в сентябре прошлого года после того, как российское правительство передало акции российской компании, и с тех пор не брала газ с Сахалина.
Но Shell по-прежнему соблюдает контракт с «НОВАТЭКом», который обязывает его покупать 900 000 тонн газа в год на Ямале до 2030-х годов.
Представитель Shell заявил: «Shell прекратил закупки российского СПГ на спотовом рынке, но все еще имеет некоторые долгосрочные контрактные обязательства. Это полностью соответствует санкциям, применимым законам и правилам стран, в которых мы работаем. Существует дилемма между оказанием давления на российское правительство и обеспечением стабильных и надежных поставок энергоносителей. Правительства должны принимать решения о невероятно сложных компромиссах, которые необходимо соблюдать».
«Давно произошло то, что на торговлю российским СПГ смотрят с таким же отвращением, как и на торговлю российской нефтью. Нацеливание на энергетические доходы Путина не может быть символическими мерами, а должно конкретно положить конец огромным суммам, поступающим от продажи ископаемого топлива, которые укрепляют его власть», – сказал Джонатан Норонья-Гант, старший сотрудник кампании Global Witness.