Министры ОПЕК+, несмотря на предупреждения о предстоящем профиците нефти на рынке и угрозе нового штамма коронавируса, не стали менять планы по наращиванию добычи на 400 тыс. баррелей в сутки в январе. По словам вице-премьера Александра Новака, участники все же рассчитывают на сохранение баланса рынка и восстановление спроса. Эксперты пока также склоняются к тому, что рост добычи необходим для покрытия текущего спроса.

Министерский комитет сделки по регулированию добычи нефти ОПЕК+ единогласно решил сохранить план по увеличению нефтедобычи на 400 тыс. баррелей в сутки (б/с) в январе. В частности, Россия и Саудовская Аравия смогут нарастить производство на 109 тыс. б/с каждая, до 10,122 млн б/с. При этом формально заседание не было закрыто, что позволяет провести новые встречи в течение декабря и «при необходимости вносить немедленные корректировки». Следующая встреча участников ОПЕК+ на данный момент запланирована на 4 января.

На фоне новостей котировки сорта Brent обрушились на 10%, пробив отметку $66 за баррель. Последний раз стоимость нефти опускалась до такого уровня в конце августа. Но затем котировки вернулись практически на прежний уровень, а по итогам дня даже выросли на 0,9% — до $69,5 за баррель.

Вице-премьер Александр Новак объяснил решение ОПЕК+ тем, что рынок сбалансирован, а спрос постепенно восстанавливается. Он также отметил, что коммерческие запасы нефти в мире сейчас на 174 млн баррелей ниже уровня среднего значения за пять лет.

Потенциальное влияние на спрос нового штамма коронавируса «омикрон» пока неясно. «Мы, например, наблюдаем, что в Европе несколько снизилась мобильная активность в результате принимаемых правительствами мер. Это же происходит и в Африке. В то же время в Америке, Латинской Америке, Азии — увеличение мобильной активности, поэтому надо наблюдать»,— сказал господин Новак в интервью «России 24».

Структурно рост спроса на нефть опережает предложение, и рынок нефти находится в дефиците, что позволяет странам ОПЕК+ повышать добычу без негативного долгосрочного эффекта на цену, считает исполнительный директор управления анализа фондового рынка Газпромбанка Александр Корнеев. По его прогнозу, средняя цена на нефть Brent в 2022 году составит $81,7 за баррель. Андрей Лобазов из «Атона» отмечает, что появление нового штамма коронавируса поставило под вопрос перспективы дальнейшего экономического роста: все чаще стали звучать предположения, что наращивать добычу не стоит или стоит это делать менее агрессивными темпами. Отчасти это объясняет негативную реакцию рынка на решение ОПЕК+, говорит он. «Если абстрагироваться от неопределенности с новым штаммом, рост добычи был необходимостью для удовлетворения растущего спроса. Другой вопрос — получится ли наращивать добычу, как это планируется»,— отмечает он.

Так, в октябре страны ОПЕК+ не смогли нарастить добычу на положенные 400 тыс. б/с из-за недостаточных инвестиций в мощности в предыдущие годы. Эта проблема может коснуться и России: до сих пор российские нефтяные компании не спешили наращивать бурение, пишет Ъ.

«Скептицизм нефтяников вполне оправдан: эпидемиологическая обстановка нестабильна. Риск очередных серий глобальных локдаунов и падения спроса на сырье значительный. В виду чего нефтедобывающие компании опасаются очередных финансовых потерь, связанных с необходимостью консервации скважин и поддержания бездействующего фонда»,— говорит старший консультант Vygon Consulting Марина Мосоян. Она отмечает, что в среднем за 2021 год рост добычи нефти в РФ составил чуть менее 100 тыс. б/с ежемесячно, причем в основном за счет имеющегося фонда скважин. Эксперт подчеркивает, что компаниям необходимо будет активно вводить новые скважины, чтобы обеспечить рост добычи на 100 тыс. б/с в январе 2022 года и далее.