«Сибур» передал парк цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) Нефтехимической транспортной компании (НХТК), которой владеет на паритетной основе вместе железнодорожным оператором «СГ-транс», сообщили «Ведомостям» три собеседника, знающие о сделке. «Цена сделки составила около 10 млрд рублей, посредником выступила одна из лизинговых компаний», — знают двое из них.

В середине сентября договор с НХТК о передаче такого же количества цистерн для перевозки СУГ в аренду сроком на 10 лет заключило ООО «Финансбизнесгрупп» (структура ВТБ), сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные «СПАРК». «Речь об одном и том же парке вагонов, — подтверждает собеседник. — Фактическим покупателем выступила именно лизинговая компания».

Представители «Сибура», «СГ-транса» и «ВТБ лизинга» от комментариев отказались.

Цистерны, ставшие предметом сделки, находились под управлением «Сибур-Транса», дочерней компании нефтехимического холдинга. Но «Сибур» уже давно рассматривал их как непрофильный актив и планировал продажу «третьей стороне на рыночных условиях», сообщалось в материалах компании. В 2013 г. конкурс на покупку этих вагонов выиграла Rail Garant но компания не успела закрыть сделку в срок (до 31 мая) и потеряла эксклюзивное право выкупа. Переговоры с «СГ-трансом» начались в 2014 г., сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

Ситуация, когда крупные компании стремились иметь свои вагоны, чтобы застраховать себя от риска невывоза продукции, уже в прошлом, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «В сегменте полувагонов и нефтеналивных цистерн период активной продажи таких активов уже прошел, — говорит Бурмистров. – У "Сибура" специализированный парк вагонов, но компания, видимо, пришла к выводу, что формат аренды для нее предпочтительнее».

«Кроме того, что это был непрофильный актив, оптимизация управления парком и организация перевозок естественно не самая сильная сторона «Сибура», — объясняет один из собеседников. – Компания сосредоточена на развитии нефтехимии, а железнодорожные перевозки давно хотела отдать на аутсорсинг». Найдя покупателя на вагоны, компания решила обе задачи, считает он, а формат паритетного СП даст ей качественный логистический сервис, организованный одним из крупнейших перевозчиков. Кроме того, в штат НТХК видимо перейдет часть сотрудников «Сибур-транса», допускает он.

Для «Сибур-транса» это очень хорошая сделка, соглашается Бурмистров. «Компания получила привлекательную цену — почти 2,4 млн руб. за вагон, это всего на 10-15% меньше, чем стоили новые цистерны два года назад», — говорит Бурмистров. Формат сделки гарантирует «Сибуру» вывоз его продукции без рисков, связанных с владением активами и конъюнктурой рынка перевозок, считает эксперт. «Продажа же парка без формирования совместного предприятия и заключения долгосрочного контракта, наоборот, поставила бы бизнес "Сибура" в зависимость от СГ-Транса и могла привести к росту расходов», — добавляет Бурмистров.

Это типичная сделка по возвратному лизингу, отмечает Бурмистров. При средней ставке аренды цистерны для долгосрочного договора на уровне не ниже 1400 руб./сутки, общая сумма платежей НТХК по договору со структурой ВТБ за 10 лет превысит 21 млрд руб, посчитал он. «Но в СП эти вагоны могут приносить дополнительный доход, если не будут заняты грузами "Сибура", а компания может направить полученные от продажи средства на финансирование проектов с более высокой доходностью.