ФАС разрешила "Ростнефтегазу", подконтрольному физическим лицам, купить у "Славнефти" старейший в России НПЗ имени Менделеева. Однако пока потенциальные покупатели пытались оформить сделку, "Славнефть" решила расторгнуть ее, уже во второй раз отказавшись продавать завод.

Вчера Федеральная антимонопольная служба сообщила, что на прошлой неделе разрешила ОАО "Ростнефтегаз" приобрести 100% ОАО "Славнефть — Ярославский НПЗ им. Д. И. Менделеева" ("Русойл"). Ходатайство поступило в начале года, рассказали в службе. В "Славнефти" (паритетно контролируется "Газпром нефтью" и ТНК-ВР) отказались от комментариев. Но несколько источников «Коммерсантa», близких к "Славнефти", рассказали, что сделки не будет. В начале года совет директоров компании отменил решение о продаже завода.

"Русойл" — старейший НПЗ России, построенный еще в 1879 году. Мощность предприятия — 300 тыс. тонн нефти в год, на заводе можно выпускать мазут, печное топливо, масла, смазки и присадки. Нефть на переработку поставлялась цистернами с Анастасиевско-Троицкого нефтегазоконденсатного месторождения "Роснефти" в Краснодарском крае. С 2006 года по РСБУ завод находится в убытке. По итогам 2009 года на заводе выпущено только 3 тыс. тонн масла. "Славнефти" принадлежит 63,4% голосующих акций, второй крупный акционер — S.L. Capital Services Limited (32,33%), контролируется банком "Альба Альянс", которым паритетно владеют Дмитрий Пяткин и Александр Фрайман.

Тендер по продаже своей доли в заводе "Славнефть" объявила еще в середине 2007 года. По оценке, проведенной тогда "Делойт и Туш СНГ", 100% акций предприятия стоили $15 млн. Вместе с ними продавалась "Русойл-Москва" (комплекс по производству пластиковой тары и наливу в пластиковую и металлическую тару масел на территории завода), оцененная в $4,7 млн. Необходимый объем капзатрат для обслуживания и поддержания текущих мощностей завода в ближайшие пять лет должен составить около $9 млн, предупреждала "Славнефть".

Покупатель был найден, но через два месяца глава "Газпром нефти" Александр Дюков рассказал, что "Славнефть" вернула завод, так как претендент не смог его оплатить. "Мы не можем допустить, чтобы завод перешел в несерьезные руки. Это может привести к социальной напряженности в регионе, где мы работаем, а также к экологическим сложностям. Мы готовы даже отдать его бесплатно, лишь бы покупатель знал, что делать с заводом", — говорил тогда Александр Дюков.

В этот раз ситуация повторилась, и новый покупатель опять не смог доказать свою состоятельность, уверяют собеседники "Ъ", знакомые с ходом сделки. В октябре 2008 года стало известно, что новым претендентом стал "Ростнефтегаз". Он контролируется двумя компаниями, которые принадлежат Наталье Ветровой (ООО "Ланка-Промкомплект") и Игорю Гилеву (ООО "Альянскомпани"). По данным СПАРК, по адресам обеих компаний зарегистрировано более 100 юридических лиц. Игорь Гилев, по данным СПАРК, возглавлял ЗАО "Роспан нефтепродукт", 50% которого принадлежало дочерней компании ТНК-ВР — "Роспан интернешнл". В ТНК-ВР уверяют, что "Роспан нефтепродукт" не имеет к ней никакого отношения.

Алексей Кокин из УК "Метрополь" отмечает, что экономика мини-НПЗ может быть хорошей, но "Русойл" — очень старое предприятие. Кроме того, добавляет Дмитрий Лютягин из ИК "Велес Капитал", Россия переходит на новый техрегламент, обязывающий производить топливо не ниже стандартов "Евро-4", а это потребует дополнительных инвестиций в НПЗ.