США, которые являются крупным рынком сбыта для российских фосфорных удобрений, собираются ввести на них импортную пошлину, что затронет в основном поставки «Фосагро» и «Еврохима». Инициатором этой меры выступает местный производитель удобрений Mosaic. По мнению юристов, введение пошлины можно считать решенным вопросом. Эксперты полагают, что российские экспортеры смогут переориентировать поставки на другие рынки либо продолжить их даже с пошлиной, поскольку она приведет к росту цен внутри США.

Комиссия по международной торговле США в ходе расследования, начатого по инициативе одного из крупнейших североамериканских производителей удобрений Mosaic, обнаружила «весомые свидетельства» того, что индустрия страны несет материальный урон из-за импорта в страну фосфорных удобрений из Марокко и РФ, которые занимают первое и второе места соответственно по объему импорта на этот рынок. Как указывается на сайте комиссии, доклад по итогам расследования будет опубликован 8 сентября, а 21 сентября будет принято предварительное решение о возможном введении компенсирующих пошлин.

Ведомство начало проверку 26 июня после жалобы Mosaic, которой из-за высоких затрат и на фоне конкуренции с другими поставщиками пришлось существенно сократить производство. Так, в 2018 году компания закрыла завод по выпуску фосфорных удобрений во Флориде и сократила общие мощности почти вдвое. По мнению американского производителя, российские и марокканские химики получают преимущество за счет господдержки и субсидий на сырье.

Крупнейшими российскими поставщиками фосфорных удобрений в США являются «Фосагро» и «Еврохим». В компаниях ситуацию не комментируют. В начале августа коммерческий директор «Еврохима» Чарли Бендана говорил, что, если американский рынок будет закрыт, компания может или переориентировать объемы с него в Бразилию, или начать отгрузки в США не из России, а с завода в Литве. В мае компания получила 100% в бразильском дистрибуторе Fertilizantes Tocantins.

Источники “Ъ” на рынке объясняют низкий спрос на удобрения Mosaic тем, что фосфорные удобрения компании, в отличие от российских, не отличаются экологичностью по содержанию кадмия и других тяжелых металлов.

По их словам, американские фермеры выступают против введения компенсационных пошлин, так как это ударит в первую очередь по ним: из-за сокращения импорта цена на американском рынке вырастет примерно на величину пошлины.

Андрей Лобазов из «Атона» согласен, что пошлины вызовут рост цен в США, отмечая при этом, что у «Фосагро» на американский рынок приходится менее 10% продаж. По оценке Fitch, возможная пошлина не окажет существенного влияния на «Фосагро», так как компания сможет переориентировать эти объемы на другие рынки либо в зависимости от размера пошлины продолжить поставки в США без ощутимого ущерба для маржи.

Руководитель юридической практики Grace Consulting Ltd Екатерина Орлова отмечает, что четких критериев «справедливости субсидирования» и поддержки бизнеса, на основе которых Министерство торговли США собирается вести расследования, американское законодательство не содержит. С учетом того, что в Марокко и в России действует около восьми программ субсидирования бизнеса в сфере производства фосфорных удобрений, в том числе программы льготного налогообложения и кредитования производителей, сам факт отсутствия аналогичных программ в США позволит американским властям принять решение о введении импортной пошлины, считает юрист.

Если пошлина будет введена для всех импортеров и трейдеров из Марокко и России, то оспорить ее будет практически невозможно, так как право на установление размера ввозных пошлин государственными органами США является конституционным.

Однако если пошлина будет введена только для производителей, которые используют конкретные программы субсидий, то импортеры могут попытаться доказать, что такими субсидиями на самом деле не пользуются.

По мнению Екатерины Орловой, введение пошлины скорее способ наполнить бюджет, чем действительная защита конкуренции на американском рынке. Об этом косвенно свидетельствуют и сроки проводимого расследования: окончательные меры должны быть согласованы 7 декабря, в конце финансового года для оперативной имплементации с января, считает юрист.