"Газпром" на фоне резкого роста экспорта в Западную Европу не менее существенно снижает поставки газа своему второму по величине потребителю — Турции. Ценовой спор с турецкими компаниями приводит к тому, что государственная Botas сокращает закупки, а частные импортеры, которым "Газпром" урезает поставки, собирают консорциум, чтобы впервые перейти к покупке дешевеющего СПГ. Это может позволить им меньше зависеть от российского газа летом. В итоге "Газпром" может недополучить $300-400 млн выручки — потери превысят выгоду от повышения цен, которого добивается компания.
Поставки российского газа по Трансбалканскому газопроводу в Турцию с начала года упали на 7,5%, до 2,6 млрд кубометров,— самого низкого уровня как минимум за последние три года, следует из данных Bulgartransgaz (оператор болгарского участка трубы), а с февраля по 19 марта падение еще более значительное — 19%. По второму маршруту поставок газа из РФ в Турцию — газопроводу Blue Stream через Черное море — объемы, по данным "Ъ", также сократились по сравнению с прошлым годом. Падение происходит, несмотря на низкую базу 2015 года — тогда "Газпром" ограничивал поставки по украинскому транзитному коридору в попытке помешать реверсу на Украину. Теперь "Газпром" рапортует о резком росте экспорта в Европу: на 37% в Италию, на 60% в Австрию, на 66% во Францию и почти на 250% — в Великобританию. Но Турция — второй по величине потребитель монополии и единственный стабильно растущий рынок газа в Европе — вне этого списка.
Собеседники в "Газпром экспорте" указывают, что основная причина снижения поставок — теплая погода в Турции. Но, по словам собеседников на турецком рынке, проблема в ценовом споре "Газпрома" с потребителями — государственной Botas и шестью частными импортерами. Botas добивается от "Газпрома" скидки и в октябре 2015 года передала спор в арбитраж.
Как отмечают источники, в феврале турецкое правительство потребовало от Botas снизить отбор российского газа до 80% от контрактного уровня (установлен по условию take-or-pay). Botas смогла пойти на это из-за потепления и активных закупок СПГ. Но частным импортерам поставки срезал на 10% в конце февраля сам "Газпром", пытаясь добиться отмены предоставленной им в прошлом году скидки на газ. В итоге текущая цена для частных импортеров Турции выросла примерно до $190 за 1 тыс. кубометров, хотя сами импортеры повышения официально не признают.
Теперь эти компании, имеющие контракты с "Газпромом" на 10 млрд кубометров в год и исторически полностью зависимые от российского газа, собираются впервые в своей истории перейти к покупке СПГ: они ведут переговоры о создании консорциума. В Турции два терминала по приему СПГ по 6 млрд кубометров в год — Marmara (оператор Botas) и Aliaga (оператор Egegaz). Основные переговоры идут с Egegaz, поскольку летом этот терминал, как правило, почти не загружен. По оценке главы направления СПГ в ICIS Heren Романа Казьмина, майские партии СПГ для Турции сейчас контрактуются на уровне "цена британского хаба NBP плюс $0,3 за MBTU (1 млн BTU)". Так, частники могут получить СПГ с поставкой в мае примерно за $154 за 1 тыс. кубометров (еще $20-25 стоит регазификация и транспортировка). При этом, отмечает господин Казьмин, летом цены на СПГ могут еще снизиться, в том числе из-за борьбы за рынки со стороны Катара. По данным Международного энергетического агентства, с начала года закупки СПГ Турцией на 28% превысили результат полного первого квартала 2015 года, составив 2,8 млрд кубометров.
В прошлом году терминал Aliaga в апреле--октябре был загружен всего лишь на 8,5%. Если в этом году загрузка летом составит хотя бы половину мощности, частные импортеры смогут получить 2 млрд кубометров, отказавшись от закупки этого объема у "Газпрома". Тогда "Газпром" потеряет около $350 млн выручки — это как минимум вдвое больше его потенциальной выгоды от повышения цены для частных импортеров на 10,25%. При этом Анкара уже поручила Botas найти одно-два регазификационных судна (FSRU) и ускорить строительство интерконнектора с Болгарией, что теоретически может позволить Турции получать газ из Центральной Европы, в том числе через Украину. В таком случае стратегическое преимущество "Газпрома" как поставщика, обеспечивающего более половины потребностей Турции в газе, может быть утрачено.