ucraine

Правительство РФ впервые с 2015 года пригрозило Киеву прекратить поставки тех немногих российских товаров, которые еще играют серьезную роль в украинской экономике,— нефтепродуктов и угля общей стоимостью более $4 млрд. Для них вводится разрешительный режим экспорта, что дает возможность остановки в любой момент. Прочие ограничения, например, запрет поставок c Украины тяжелой строительной техники, труб, бумаги и картона, не выглядят серьезными, поскольку и так были невелики. Но и энергоносители страна в любом случае сможет получать реэкспортом через Белоруссию.

Ограничительные меры Белого дома в отношении Украины, о введении которых объявил 18 апреля Дмитрий Медведев (вступают в силу немедленно), затронут товары оборотом $4,3 млрд, что составляет около 30% торговли между странами в прошлом году, заявил министр экономики Максим Орешкин.

Дизтопливо и СУГ — основная статья экспорта из России на Украину, доля российских товаров на местном рынке составляет 40% и 60% соответственно. Ключевые поставщики — «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. В компаниях ситуацию не комментируют.

Поставки этих товаров на фоне напряженных политических отношений между Москвой и Киевом с сентября 2015 года регулируются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) как товары двойного назначения.

По данным ФТС, на нефть и нефтепродукты пришлось 43,3% российского экспорта на Украину в 2018 году ($4 млрд). По данным Argus Media, в 2018 году нефть на рынок Украины не поставлялась. По трубопроводу было поставлено 2,5 млн тонн дизтоплива, а по железной дороге — значимые объемы нафты (387,4 тыс. тонн).

Источники “Ъ” на рынке говорят, что пока неясно, как будет работать система получения разрешений на экспорт дизтоплива и СУГ на Украину, учитывая, что соответствующие полномочия вместо ФСТЭК получает Минэкономики. Там и в Минэнерго на запрос не ответили.

Фактически, говорит один из источников, поставки на украинский рынок уже сейчас ведут исключительно крупные игроки либо компании с серьезным лоббистским ресурсом.

В «Укртатнафте» (контролирует Кременчугский НПЗ проектной мощностью 18,6 млн тонн в год, его реальная загрузка в 2018 году была ниже 12%) уже заявили, что запрет экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ может привести к коллапсу «не только на топливном рынке, но и в украинской экономике, и подорвать национальную безопасность страны». Компания призвала украинское правительство «содействовать отечественным НПЗ в наращивании собственного производства».

По мнению украинских экспертов, в случае остановки поставок дизтоплива из РФ Украина сможет закупать топливо в Белоруссии. Как прогнозирует директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, дефицит СУГ будет компенсирован за счет морских поставок, ввоза из Казахстана и ЕС. По его мнению, для переключения на новые источники поставок понадобится месяц. Собеседники в РФ настроены более пессимистично, отмечая, что украинские потребители должны будут платить премию за перенаправление поставок с других рынков. В то же время динамика стоимости топлива внутри Украины будет зависеть в гораздо большей степени от мировых цен на нефть, чем от запретов российских властей.

Вторая по значению позиция экспорта из РФ на Украину — уголь. Его поставки, по данным ФТС, составили в 2018 году 14,2 млн тонн стоимостью $1,5 млрд (по данным украинской таможни, 15 млн тонн). Крупнейшие экспортеры — СУЭК, «Евраз», Кузбасская топливная компания — не дали комментариев. Источник в правительстве полагает, что Украина с 2014 года априори является для угольщиков рискованным направлением поставок, для которого подготовлены альтернативы.

Из запретов на импорт с Украины наиболее значимым с точки зрения объемов является запрет на поставки труб: по данным ФТС, они составили в 2018 году $297 млн. Крупнейшие нефтегазовые компании, в том числе «Газпром», официально заявляли, что отказались от закупок украинских труб. Импорт украинской бумаги и картона в РФ составил в 2018 году $199 млн. В Segezha Group, крупном российском производителе бумаги, заявили, что «украинские компании ввозили в Россию более 50 млн штук индустриальных мешков для цемента и сухих строительных смесей» и Segezha Group готова заместить этот объем со своих предприятий в Карелии и Ростовской области. Что касается спецтехники, то, по словам источников на рынке, в Россию с Украины поставлялись бульдозеры и погрузчики, а также жатки. Объемы были мизерными, однако существенными для украинских предприятий: согласно фискальной службе Украины, поставки бульдозеров, грейдеров и пр. в Россию составили в 2018 году 36% экспорта по этой товарной группе — $1,067 млн, жаток — 70% и $14,7 млн.

Белоруссия традиционно выступает центром реэкспорта российских товаров на Украину. Впрочем, в конце 2018 года Россия почти до нуля ограничила беспошлинные поставки нефтепродуктов в Белоруссию, что ухудшает экономику реэкспорта для белорусских трейдеров, учитывая высокую стоимость транспортировки по железной дороге. Тем не менее реэкспортные поставки будут эффективными, если цены на Украине достаточно вырастут. В «Белнефтехиме» уже заявили, что увеличение экспорта нефтепродуктов на Украину будет зависеть от маржинальности местного рынка. По данным Белстата, Белоруссия в 2018 году экспортировала на Украину 3,16 млн тонн нефтепродуктов, или 26,5% своего экспорта. Также в прошлом году Белоруссия, где не добывается уголь, экспортировала 588,5 тыс. тонн угля на Украину, одновременно нарастив импорт из РФ.