Попытки Павла Овчаренко и его людей, силовым способом захвативших 19 октября ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ, Украина), купить нефть у российских компаний не имеют шансов на успех. Об этом заявил первый заместитель гендиректора ОАО «Татнефть», член Наблюдательного совета «Укртатнафты» Наиль Маганов, передает AK&M.

По его словам, эмиссары П.Овчаренко от имени «Укртатнафты» и за счет похищенных у нее средств пытаются решить этот вопрос на российском рынке. Но российская нефть на завод по-прежнему не отгружается, и есть все основания говорить, что этого не произойдет, пока захватчики не покинут предприятие, заявил Н.Маганов, ссылаясь на рабочие контакты с коллегами из нефтяных компаний РФ, а также официально высказанную позицию Минпромэнерго РФ. Он подчеркнул, что любые сделки с рейдерами будут являться легализацией похищенных у «Укртатнафты» и ее акционеров средств.

«Заявления, идущие от украинского правительства, позволяют надеяться, что оно поддерживает нас», — сказал Н.Маганов. Вместе с тем, действия местных властей (Полтавской области) он назвал «непоследовательными и, мягко говоря, непонятными». У него сложилось впечатление, что это вызвано противоречивыми указаниями «сверху».

«В связи с этим нам придется привлечь к оценке происходящего независимых международных юристов, а также апеллировать к мнению деловой общественности мира», — сказал Н.Маганов.

Утверждения П.Овчаренко о кредиторской задолженности «Укртатнафты» в 2,5 млрд гривен (около 500 млн долларов) нельзя воспринимать как серьезный довод, считает Н.Маганов, поскольку эта сумма равна обороту предприятия за 45 суток и является «нормальным рабочим моментом». То, что компания по итогам III квартала получила убыток - это связано с конкретной рыночной ситуацией, сказал Н.Маганов. Зато на IV квартал, отметил он, была запланирована прибыль, и текущий год компания должна была завершить в «плюсах». Теперь украинский бюджет за месяц простоя предприятия недополучит налогов на 300-350 млн гривен. При этом за счет «Укртатнафты» формируется свыше 40% доходов бюджета Полтавской области, отметил Н.Маганов.

На вопрос, в чьих интересах действует П.Овчаренко, Н.Маганов предположил, что за всем этим стоят группа «Приват» Игоря Коломойского и совладелец «Укрсиббанка» Александр Ярославский. В пользу этого говорит, в частности, тот факт, что татарстанским акционерам через посредников от названных структур поступили предложения вступить в переговоры.

Напомним, что по состоянию на начало 2007 года 43.054% акций «Укртатнафты» принадлежали «Нафтогазу Украины», 28% акций — Минземимущества Татарстана (в октябре 2006 года они переданы в доверительное управление «Татнефти»). Кроме того, Татнефти напрямую принадлежат 8.6% акций, а дружественным ей компаниям SeaGroup International PLC (США) и - AmRuz Traiding AG (Швейцария) — 9,96% и 8,336% соответственно. Еще 1,2% акций принадлежит ООО «Корсан», аффилированному с «Приватом».

Весной 2007 года аффилированное с «Приватом» ОАО «Финансовая компания "Укрнафтогаз"», которое вопреки решению акционеров Укртатнафты удерживает реестр акционеров компании, списало со счетов АБ «ИНГ Банк Украина» в пользу «Нафтогаза Украины» акции, которые принадлежат Seagroup International Inc. и Amruz Trading. Российские акционеры, а также «ИНГ Банк Украина» считают эту операцию незаконной.

П.Овчаренко был уволен решением собрания акционеров «Укртатнафты» с должности председателя правления в ноябре 2004 года. Апелляционный суд Сумской области своим определением восстановил П.Овчаренко в должности председателя правления. При этом в материалах дела не фигурировало упомянутое решение акционеров. П.Овчаренко 19 октября, используя группу вооруженных людей, силой захватил предприятие. В тот же день премьер-министр Татарстана, председатель совета директоров «Татнефти» Рустам Минниханов назвал эти действия рейдерскими и обратился к президенту и кабинету министров Украины с просьбой незамедлительно вмешаться в ситуацию. Последовало также обращение в прокуратуру Украины, в котором содержатся факты, говорящие в пользу незаконности действий П.Овчаренко.

Как рейдерский захват расценили события 19 октября первый вице-премьер, министр финансов Украины Николай Азаров и вице-премьер Андрей Клюев.