Европейская комиссия (ЕК) по просьбе Франции, Бельгии и Германии оценит возможные последствия от введения запрета на перевалку российского сжиженного природного газа (СПГ) в портах ЕС и его реэкспорта после этого в другие страны, сообщает Reuters. Разговор идет о внесении этого пункта в 14-й пакет санкций ЕС против нашей страны, который сейчас обсуждается.
В ЕК должны вынести вердикт, ударит ли такой запрет по российской экономике сильнее, чем по экономике ЕС, или все получится наоборот. Смысл этой идеи - запретить перегружать в Европе российский СПГ, отправляемый из Арктики или Балтики, на другие танкеры (иногда с перепродажей его другому собственнику) для последующей отправки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Чаще всего такая перегрузка происходила в Бельгии и во Франции.
При этом в ЕС, по-видимому, отказались от идеи немедленного полного законодательного запрета импорта российского СПГ. Вместо этого Совет ЕС принял 21 мая директиву, устанавливающую общие правила внутреннего рынка для природных газов, СПГ и водорода. В ней указывается, что с начала 2026 года ЕС может полностью запретить импорт природного газа и СПГ из России сроком на один год с возможностью его пролонгации, с одной стороны, и быстрого снятия этого запрета, если что-то пойдет не так, с другой. Фактически чиновники Евросоюза, наученные прошлыми ошибками, "подстелили себе соломки" на будущее. Но вернемся к перевалке.
Она важна для двух крупнотоннажных российских проектов по сжижению газа в Арктике - "Ямал СПГ", мощностью до 20 млн тонн в год, и "Арктик СПГ-2", мощностью пока 6,6 млн тонн в год (запущена одна линия производства из трех).
Как заметила в беседе с "РГ" директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова, основной смысл перевалки российского СПГ в европейских портах - это увеличение оборачиваемости и без того дефицитных судов Arc 7, которые используются "Ямал СПГ" и будут эксплуатироваться "Арктик СПГ-2". Запрет на реэкспорт приведет к удорожанию доставки СПГ и снижению загрузки наших арктических заводов. Однако у этой проблемы есть решение: перевалка российского СПГ борт-в-борт в районе Мурманска и круглогодичные поставки СПГ по Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении, что уже начал практиковать "НОВАТЭК".
Также перевалка в портах ЕС может быть востребована для отгрузки нашего СПГ со среднетоннажных проектов на Балтике, позволяя экономить на транспортировке, не продавая газ в Европу, перепродавать его через трейдеров с перегрузкой в портах ЕС. Но здесь влияние запрета будет значительно ниже. По Балтике ходят простые суда, а не ледового класса, просто танкерам с нашим СПГ придется доставлять груз непосредственно до покупателя или опять же совершать перегрузку борт-в-борт.
По словам Беловой, обсуждаемая в рамках 14-го пакета странами ЕС мера, с одной стороны, несколько усложнит жизнь российским заводам, с другой - подстегнет компании к поиску альтернативных решений. Гораздо более серьезными в этом смысле являются адресные санкции США, под которые уже попал целый ряд СПГ-проектов в России.
Для Европы запрет перевалки может иметь последствия не только с точки энергетической безопасности, но и торговли. Не случайно с просьбой оценить последствия в ЕК обратились две станы с крупнейшими экономиками в ЕС - Германия и Франция. На продаже не только российского, но и американского СПГ неплохо зарабатывают многие европейские компании.
Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, страны, которые участвуют в торговле российским СПГ, имеют серьезный вес и, очевидно, не хотят подорвать свой бизнес и свою энергетическую безопасность. Мы видим, что на дворе конец мая, хранилища в Европе заполнены, а цены на газ на хабах почти вдвое выше среднего уровня прошлого десятилетия.
Кроме того, запрет на перевалку приведет к увеличению масштабов физического свопа, когда больше российского СПГ будет поставляться на европейские терминалы и европейский рынок, а СПГ других поставщиков будет отправляться в Азию. Что тоже должно выглядеть странно для инициаторов санкций, поясняет эксперт.
О том, насколько нестабилен и разобщен, несмотря на декларируемое единство, европейский газовый рынок, говорит, например, сообщение, что Германия с июля увеличит надбавку за транзит газа сразу на 34% до 2,5 евро за МВтч, что усилит напряженность в отношениях с Австрией и Брюсселем. Причем Австрия напрямую заявляет, что эта надбавка делает невозможным отказ страны от российского трубопроводного газа, который просто оказывается дешевле, чем возможные поставки из других стран через западноевропейские терминалы СПГ и транзитом через Германию.
При этом на новые российские проекты СПГ в Арктике запрет перевалки может повлиять негативно. Едва ли китайских или ближневосточных инвесторов привлекут проекты, с которых СПГ придется возить в обход всей Европы и половины Азии. В этом свете становится очевидным, что для таких проектов самым лучшим исходом будет скорейший запуск круглогодичной навигации по СМП с возможностью перевалки на Камчатке и полное обеспечение необходимого грузопотока судами ледового класса.
Страны ЕАЭС провели большую работу по гармонизации законодательства в газовой отрасли, в том числе по унификации технических регламентов. Об этом на конференции «Евразийский рынок газа 2024» заявила Ирина Павлова, начальник отдела нефтегазовой политики департамента энергии Евразийской экономической комиссии.
Всего страны ЕАЭС должны реализовать 21 мероприятие по формированию общего рынка газа; из них к сегодняшнему дню реализовано 9. Реализация остальных 12-ти будут зависеть от подписания соглашения по формированию общего рынка газа, а контуры рынка – от консенсуса между странами-поставщиками газа (Россия, Казахстан) и странами-импортерами (Армения, Белоруссия, Киргизия).
Скорее всего, общий рынок газа будет иметь «двухъярусную» структуру: внутренний рынок газа будет оставаться в компетенции национальных регуляторов, а на межгосударственном уровне будут установлены прозрачные нормы в сфере транспортировки газа. Объем межгосударственных поставок будет составлять около 30 млрд куб. м в год, говорится в телеграм-канале CREON Conferences.
Экспорт газа из России в страны ближнего зарубежья – в том числе Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Армению – может увеличиться с 23 млрд куб. м в 2023 г. до 46 млрд куб. м в 2030 г., из которых 30 млрд куб. м будут приходиться на трубопроводные поставки, а 16 млрд куб. м– на свопы (Китай). Такие данные на конференции «Евразийский рынок газа» привел Иван Тимонин, руководитель проектов компании «Имплемента».
Незаконтрактованная импортная ниша в КНР увеличится с 64 млрд куб. м в 2030 г. до 206 млрд куб. м в 2040 г., отметил Тимонин. По его словам, роль инфраструктуры поставок газа в Китай может играть не только «Сила Сибири-2», но и газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток, а также газопровод «Сила Сибири-1», модернизация которого позволит увеличить проектную мощность до 44 млрд куб. м в год.
Рост экспорта может обеспечен и за счет СПГ – при условии доступа к танкерам-газовозам. По оценке Тимонина, глобальный импорт СПГ может увеличиться с нынешних 400 млн т в год до 800 млн т в год в 2050 г., сообщается в телеграм-канале CREON Conferences.