Технологические санкции западных стран в отношении России могут привести к снижению добычи нефти и газа в России в среднесрочной перспективе. Такое мнение в понедельник выразил исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бирол в опубликованной статье в британской газете Financial Times.

"Растущая доля российского производства нефти должна была приходиться на более тяжелые [для освоения] месторождения, включая морские, арктические или любые другие, откуда трудно извлекать ресурсы. Отсутствие западных компаний, технологий и поставщиков услуг в результате санкций несет значительные риски для возможности страны по использованию этих ресурсов", - написал он. Бирол добавил, что РФ будет сложнее увеличить долю сжиженного природного газа в своем газовом экспорте для снижения зависимости от европейских рынков без западных технологий.

Глава МЭА также назвал мифом утверждения о том, что "Москва выигрывает энергетическую битву". По его словам, несмотря на увеличение доходов от продажи нефти и газа на нынешнем этапе, ущерб от "потери доверия и рынков" сбыта в Европе может навредить российским позициям в долгосрочной перспективе. "Место России в международной энергетической системе фундаментально меняется, и не в ее пользу", - сказал он.

Кроме того, Бирол подчеркнул, что энергетический кризис не должен заставить политиков по всему миру отказаться от перехода к зеленой энергетике. Он выразил надежду, что сложившаяся ситуация, наоборот, лишний раз укажет им на необходимость увеличения доли возобновляемых источников в национальной энергетической системе, пишет ТАСС.

Ранее министр энергетики РФ Николай Шульгинов на встрече глав Минэнерго "Группы двадцати" заявил, что санкции стран Запада лишь провоцируют перебои в энергопоставках, что приводит к росту цен. При этом, несмотря на давление, российская энергетика и экономика продолжают устойчиво функционировать.

Он подчеркнул, что нынешний энергетический кризис осложняет задачу достижения целей устойчивого развития, в том числе в части обеспечения доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех, ликвидации энергетического дефицита и неравенства. По словам министра, действия некоторых стран идут против рыночной логики и в ущерб интересам своих собственных граждан, а потребление и спрос на энергоресурсы используются как инструмент политического давления.