В Соединенном Королевстве кончается топливо: в минувшие выходные множество АЗС в стране прекратили обслуживание водителей. Причина — кризис, но скорее не топливных, а трудовых ресурсов. Страна после выхода из ЕС и на фоне пандемии стремительно теряет водителей грузовиков — в том числе бензовозов, которые и развозят топливо по автозаправочным станциям. Правительство призывает британцев к порядку и уверяет, что горючего в стране хватает.

«На некоторых наших точках наблюдается повышенный спрос на топливо, что может привести к очередям. Мы корректируем график доставки топлива, чтобы его хватило для наших клиентов», — так компания Shell в конце минувшей недели сообщала о небольших затруднениях с поставками горючего. Небольшие затруднения в итоге за выходные вылились в масштабный кризис — как сообщил представитель профсоюза несетевых АЗС Petrol Retailers Association (PRA) Гордон Балмер, некоторые компании сообщают о снижении запасов на 90% станций.

По данным британских СМИ, ситуация плачевная: автомобилисты занимают очереди на заправках с раннего утра, и бензина в итоге хватает далеко не всем. Британцы рассказывают о случившемся в соцсетях: «Я встал в 5:30, потому что бензин нужен для работы, но ничего не работало. Потом я заметил бензовоз, поехал за ним до района Well Hall и в итоге был второй в очереди. Повезло!» — написал один из пользоваталей Twitter. 

Британская медицинская ассоциация (профсоюз работников медицины) призвала обеспечить медикам и работникам незаменимых сфера приоритетный доступ к бензину, поскольку «существует реальный риск, что сотрудники национальной системы здравоохранения не смогут работать», пишет Ъ. Врачи частично переходят на удаленное консультирование больных, поскольку им не хватает горючего, чтобы доехать до больниц или к пациентам домой.

Причина кроется в неработающих цепочках поставок: как заявили в PRA, основная проблема — недостаток водителей, в том числе имеющих квалификацию для перевозки топлива. Недостаток этот вызван как выходом Великобритании из ЕС (с момента «Брексита» из страны уехали 200 тыс. граждан ЕС, возвращение которых теперь затруднено визовыми правилами), так и задержкой в сертификации новых водителей из-за пандемии: ситуацию усугубляет и постковидное восстановление экономики.

Как рассказал газете The New York Times управляющий директор продовольственной компании Peter Green Chilled Том Бинкс, ему пришлось повысить зарплату своим водителям на 35% с апреля этого года, чтобы удержать их на рабочих местах — эти затраты в конечном счете легли на плечи потребителей. Профсоюз водителей большегрузов Road Haulage Association считает, что британскому рынку не хватает примерно 100 тыс. водителей, 20 тыс. из которых в Британии в свое время были, но вынуждены были уехать из-за «Брексита».

Власти принимают оперативные меры: в минувшие выходные в отношении автозаправочных компаний приостановлено действие законов о конкуренции, и поставщики топлива отныне могут координироваться и доставлять продукты нефтепереработки в наиболее нуждающиеся районы. Кроме того, иностранным водителям будет выдано несколько тысяч временных виз, которые позволят им работать в стране.

Некоторые британские СМИ, в частности газета The Guardian, сообщали, что премьер-министр страны Борис Джонсон готовится приказать квалифицированным военным водителям сесть за руль большегрузов, однако министр окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании Джордж Юстис в понедельник, 27 сентября эти сведения отверг.

Он сказал, что такая возможность есть, однако призвал британских автолюбителей отказаться от ажиотажной закупки топлива. «Главное, чтобы люди покупали бензин как обычно. Дефицита нет. Был некий дефицит водителей большегрузов, которые должны возить топливо на АЗС, но это ограниченный феномен»,— пояснил министр. На Даунинг-стрит также подтвердили, что в стране достаточно топлива. Цены на бензин в стране выросли на 1 пенни (примерно 1 рубль) с пятницы, 24 сентября.

Единственным долгосрочным решением проблемы с высокими ценами на газ являются инвестиции в возобновляемые источники энергии, считает в свою очередь министр по бизнесу, энергетике и промышленности Британии Кваси Квартенг. "Министр обсудил вопрос высоких мировых цен на газ. Он подтвердил позицию правительства о том, что дальнейшие инвестиции в проекты возобновляемых источников энергии и отключение ненадёжного газа от энергосистемы Британии являются единственным долгосрочным решением для снижения затрат потребителей и укрепления энергетической безопасности Британии", — говорится в заявлении министерства по итогам беседы министра с представителями бизнеса на фоне топливного кризиса в стране.

Цены на газ в Европе резко выросли в последние недели. Еще месяц назад расчетная цена ближайшего фьючерса на газ по индексу TTF чуть превышала 500 долларов за тысячу кубометров, а на торгах 15 сентября стоимость фьючерса уже подскакивала до исторического рекорда выше 960 долларов за тысячу кубометров. Газ имеет решающее значение для энергоснабжения Британии: более 22 миллионов домохозяйств подключены к газовой сети, в 2020 году 38% спроса на газ в стране было использовано для отопления жилых помещений, 29% — для производства электроэнергии и 11% — для промышленного и коммерческого использования.

Британские энергокомпании уже испытывают трудности на фоне резко выросших мировых цен на газ, некоторые из них объявили, что не могут выполнить обязательства перед потребителями. Резкие скачки цен на газ ударили и по другим секторам экономики. Несколько крупнейших производителей удобрений, в том числе нитрата аммония, объявили о сокращении производства на заводах из-за роста цен на газ, что привело к нехватке углекислого газа в стране. Углекислый газ, который используется для оглушения животных перед убоем и при упаковке мясопродуктов, является побочным продуктом производства нитрата аммония. Представители индустрии предупредили, что стране грозит продовольственный кризис, если проблема с недостатком углекислого газа не будет решена.

Министерство бизнеса, энергетики и промышленности Великобритании 22 сентября заключило сделку на три недели с производителем удобрений CF Fertilisers о немедленном возобновлении производства, чтобы не допустить в стране продовольственного кризиса, пишет Прайм.