Вячеслав Яновский, кандидат химических наук (Сибирский физико-технический институт – СибФТИ), разъясняет обозревателю RCC основные причины существенного отставания российской буровой и промысловой химии (БПХ) и выделяет наиболее приоритетные НИОКР, которые помогут сократить диапазон отставания. Тем более, что импортозамещение в сфере БПХ, по мнению В.Яновского, один из факторов энергетической безопасности страны.
- В свое время была информация, что руководящие структуры СССР чуть ли не противились развитию БПХ под предлогом нежелательности удорожания нефтедобывающей отрасли. Вероятно, последствия этого подхода сказываются по сей день?
- Что касается научно-промышленного сектора буровой химии, здесь была ориентация на использование в буровых растворах не профильных, а неспециализированных химпродуктов, отходов нефтехимии, лесохимии, пищепрома и т.п. Это было связано с тем, что разрабатываемые в тот период месторождения, как правило, не требовали спецтехнологий и спецхимии. Это, конечно, удешевляло добычу. Соответственно, быстро росли не только добыча, но и экспорт нефтесырья. На перспективу географии добычи, по сути, внимания не обращали. Поэтому сектор буровых растворов развивался бессистемно, по остаточному принципу. В результате, в России, в отличие от многих стран, не оказалось собственных производств многих классов буровых реагентов, например, ксантановых смол, синтетических углеводородных жидкостей и т.п.
Но за последние 20-25 лет ситуация на российском рынке БПХ изменилась радикально. Прежде всего, потому, что вектор отрасли и нефтедобычи сместился на Северо-Восток. То есть, геолого-технические условия добычи стали более сложными. Освоение таких ресурсов требует материалов и реагентов, позволяющих обеспечить продуктивность бурения на высоком технологическом уровне.
Тем временем, «западные» сервисные и химические компании еще в 60-е годы активно занимались созданием растворов, позволяющих проводить буровые работы на качественно новом уровне. Когда в 90-е годы на российский рынок вышли крупные иностранные сервисные компании, они быстро заняли значительную часть рынка. Естественно, что технологическое отставание российских участников проявилось наиболее остро.
С недавнего времени ситуация стала меняться, начали появляться достойные отечественные аналоги, не уступающие по качеству импортным буровым реагентам и, вдобавок, имеющие более низкую цену. Хотя разрыв все еще велик.
- Каковы пропорции присутствия на рынке импортных и российских реагентов? Какие российские разработки в этой сфере на «выходе»?
- Доля импортных реагентов на российском рынке, по разным оценкам, составляет от 23 до 40 %. На первый взгляд, этот «коридор» вроде бы не является критическим. Но подчеркну: именно на эту долю приходится большинство современных высококачественных реагентов, без которых едва ли возможно освоение новых месторождений в России.
Импортозамещение в области буровых технологий и буровой химии можно считать, на мой взгляд, как один из факторов энергетической безопасности страны. В ряде исследовательских центров, включая СибФТИ, разрабатываются новые буровые и промысловые реагенты.
В СибФТИ за последние 10 лет разработано более 15-ти новых марок реагентов, из которых 6 марок уже производятся в промышленных масштабах.
Например, это серия смазочных добавок для буровых растворов на водно-глинистой основе СТ-7. У этих реагентов самые высокие в своем классе показатели снижения динамического коэффициента трения в системе «буровой инструмент – стенка скважины». По этой характеристике они превосходят лучшие зарубежные аналоги. Кроме того, эти добавки не вызывают пенообразования даже в сильно минерализованных буровых растворах. С использованием CТ-7 в РФ уже пробурено свыше 400 скважин в стране.
К примеру, углеводородная основа для инвертно-эмульсионных буровых растворов Reabase – это первый российский аналог известных марок AMODRILL 1000, SYNDRILL E41, YK-D80N и др. Reabase обладает низкой вязкостью, высокой температурой вспышки и экстремально низкой температурой застывания (до -70 ºС). Это позволяет использовать продукт в буровых работах на Крайнем Севере.
Можно отметить и DDP – основной эмульгатор для эмульсионных буровых растворов. Он образует высокостабильные инвертные эмульсии, характеризуется низким удельным расходом. И является дешевым отечественным аналогом таких марок как MEGAMUL, EZ MUL.
В настоящее время ведется разработка новых полимерных реагентов с управляемыми реологическими свойствами. Планируется, что эти продукты найдут применение и в качестве структурообразователей в буровых растворах и в технологиях увеличения нефтеотдачи пластов.