Дистрибьюторы полимеров играют заметную роль в цепочке поставок сырья переработчикам пластмасс. Они помогают производителям сокращать логистические издержки, а средним и малым переработчикам — получать быстрый доступ к малым партиям материалов и, возможно, более качественную техническую поддержку, чем от производителя.

Производители сырья могут быть заинтересованы в использовании дистрибьюторского канала продажа, так они часто обладают широкой клиентской базой по всем территории страны, имеют опыт продаж марок конкурентов, а также более широкие финансовые инструменты, например, по предоставлению отсрочки платежа или факторингу.

В то же время производители сырья не стремятся увеличивать число трейдеров, несмотря на то что новые мощности на короткое время трансформировали российский рынок из дефицитного «рынок продавца» в профицитный «рынок покупателя», а затем, после покупки в 2021 году СИБУРом у ТАИФ заводов «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез», в рынок «одного производителя».

За пять лет, прошедших после публикации предыдущего рейтинга дистрибьюторов базовых полимеров в России, число компаний сократилось незначительно, бизнес остается высокорискованным, а средняя прибыль в этом сегменте все так же не превышает 2–5%.

В 2022 году российские продавцы полимеров прошли период резкого снижения спроса, из-за чего выросла внутренняя конкуренция между дистрибьюторами, но главное — пришлось решить множество задач по преодолению трудностей, вызванных санкционными пакетами, изменением логистики и высокими тарифами на транспортировку, а также провести большую работу по переориентации своих клиентов с европейских марок полимеров на аналоги из Китая и Кореи.

Издательство Plastinfo.ru обновило свое исследование и определило ведущих дистрибьюторов и продавцов пяти базовых семейств термопластов: полиэтилена (ПЭВП, ПЭНП, ЛПЭНП), полипропилена (ПП), суспензионного поливинилхлорида (ПВХ-С), полиэтилентерефталата (ПЭТФ) и полистирола, включая ударопрочный и вспененный (ПСОН, УПС и ПС-В) на российском рынке за 2022 год.

Перечисленные пять семейств базовых полимеров являются основными в ассортименте у 81 компании с суммарной штатной численностью 1335 сотрудников. При этом у более десятка компаний помимо полимеров в ассортименте продукции есть и другая химия, не связанная с полимерной отраслью.

Суммарная выручка дистрибьюторов, полученная от продаж пяти базовых полимеров в 2022 году, составила 169,5 млрд руб., что на 6,3% больше показателя 2021 года.

Важно учитывать, что в 2022 году цены на большинство базовых термопластов выросли относительно 2021 года в среднем от 1 до 15% в зависимости от семейства, за исключением полипропилена, который подешевел в среднем на 9%.

В 2022 году доля выручки первых 20 компаний выросла с 74 до 80% и составила 135,5 млрд руб.