Законодательство Российской Федерации, как, впрочем, и любой другой страны мира, постоянно меняется, дополняется, обновляется. В «урожайный» период заседаний Госдумы каждые два-три дня на обсуждение выносится либо очередной законопроект, либо поправки и дополнения к уже существующему закону.

Отслеживать все, что происходит в законодательно-правительственных кругах человеку, занятому своей непосредственной деятельностью, весьма затруднительно. В деталях можно, конечно, положиться на юристов, но при этом серьезному промышленнику жизненно необходимо иметь, хотя бы, общее представление о нормативно-правовых новшествах, касающихся того сектора производства, в котором трудится предприятие.

Не всякий «спущенный сверху» документ – закон

Прежде, чем вести разговор о законодательстве, касающемся нефтехимической отрасли, стоит, наверное, уточнить, что понимается в нашей стране под определением «нормативно-правовой акт РФ», иначе говоря, что же из множества документов, исправно «поставляемых» властью, требует от рядового производителя немедленного и детального и безусловного исполнения.

Юристы определяют нормативно-правовой акт РФ как акт, принятый субъектами законодательной деятельности и устанавливающий нормы прямого действия, обязательные к исполнению на всей территории Российской Федерации. К нормативно-правовым актам относятся: федеральные законы, указы президента РФ и постановления правительства РФ.

За последние три месяца российское законодательство обогатилось одним президентским указом, одним федеральным законом и тремя постановлениями правительства, имеющими прямое отношение к нефтехимической отрасли.

Правительство предложило – президент утвердил

Основной из упомянутых актов – указ президента РФ № 1082 от 28 сентября 2001 года «Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль». Согласно пункту третьему означенного указа, с момента вступления его в силу (а именно – в декабре, через три месяца с момента его опубликования) признается утратившим силу «распоряжение Президента Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 621-рп «О контроле за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия».

Новый указ разработан «в целях защиты национальных интересов, обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» и по всем пунктам соответствуют статье 6 Федерального закона «Об экспортном контроле».

Первым пунктом указ утверждает «Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (далее именуется – Список), представленный правительством Российской Федерации», утвердившего 24 сентября «Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия».

В 49 пунктах положения предусматрены любые возможные варианты обращения с химикатами, требующими повышенного внимания со стороны властей и отраслевых контролирующих органов.

Введение строжайшего контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении внесенных в Список химикатов подразумевает под собой, во-первых, разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из страны (кроме транзита) и передачу контролируемых химикатов, оборудования и технологий (включая передачу отдельных компонентов) иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи, а также ввоз в Российскую Федерацию ряда перечисленных в Списке химикатов, а во-вторых, таможенный контроль и оформление перемещаемых через границу России контролируемых химикатов, оборудования и технологий в форме технических данных, если иное не установлено законодательными актами, актами президента и правительства Российской Федерации.

Далее указ запрещает вывоз из Российской Федерации химикатов и технологий, перечисленных в разделах 1 и 2 Списке, в государства, не являющиеся участниками Конвенции, а также ввоз из этих государств указанных химикатов. А вывоз из России химикатов, перечисленных в разделе 1 Списка, в государства – участники Конвенции и ввоз их из указанных государств разрешается исключительно для использования в исследовательских, медицинских и фармацевтических целях или в целях, непосредственно связанных с защитой от токсичных химикатов и химического оружия. В последнем случае вид и количество вывозимых (ввозимых) химикатов должны соответствовать указанным целям и требованиям Конвенции. Кроме того, вывоз и ввоз контролируемых химикатов, перечисленных в разделе 1 Списка, могут быть осуществлены только после направления предусмотренного Конвенцией уведомления в Организацию по запрещению химического оружия.

В общем и целом, положение отслеживает все этапы возможной внешнеэкономической деятельности, касающейся «особо опасных» химических веществ: экспорт и реэкспорт, оформление договоров, контрактов и соглашений, работу с посредниками и торговые сделки со странами, не являющимися участниками Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Полный список контролируемых видов деятельности занимает не одну страницу.

Кроме этого, положение предусматривает наличие у российского участника «особо опасной» сделки специальной лицензии – разовой либо генеральной (особенности получения той и другой также прописаны). Декларируются возможности и особенности безвизового вывоза (ввоза) подпадающих под действие Положения химических веществ. Далее Положение рассматривает санкции, налагаемые на участников сделки в случае нарушения установленных в законодательном порядке правил, особенности реэкспорта подконтрольных химикатов, ведение статистического учета их ввоза-вывоза и некоторые иные этапы внешнеэкономической деятельности.

Получил лицензию, оплатил пошлину – действуй… но вдали от Байкала

5 сентября 2001 года Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии издал постановление за номером 79 «О введении в действие изменения Правил проведения сертификации нефтепродуктов».

Согласно этому документу, в упомянутые Правила, зарегистрированные в Государственном реестре 27 января 1999 г. за N РОСС RU.0001.01.HX01, было внесено «изменение №3», гласящее, что «На сертификацию рекомендуется принимать нефтепродукты, имеющие техническое заключение (допуск) по производству и применению, оформленное в соответствии с «Правилами организации проведения приемочных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники», утвержденными постановлением Госстандарта России от 14 февраля 2001 г. N 16, зарегистрированным в Минюсте России 22 марта 2001 г. за N 2626».

Утвержденная Госкомстандартом редакция достаточно жестко определяет требования, которые следует соблюдать тому, кто не желает иметь проблем с законом и компаньонами.

Несколько ранее – 18 августа 2001 года – российское правительство издало постановление № 585 «Об изменении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты». Этот нормативно-правовой акт за подписью Михаила Касьянова вступил в силу спустя месяц после его официального опубликования.

Это постановление внесло «частичное изменение» в постановление правительства Российской Федерации от 9 декабря 2000 г. N 939 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» и утвердило ставку «вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных минералов (код ТН ВЭД 2709 00), вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 23,4 евро за 1000 кг».

Два предыдущих документа полностью относятся к нефтепродуктам, однако среди принятых в августе-сентябре этого года нормативно-правовых актах «более широкого охвата» можно выделить еще как минимум два, затрагивающие среди прочих материалов и продукцию нефтехимической промышленности.

Во-первых, это Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности № 128-ФЗ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 8 августа 2001 года. Статья 17 этого закона, озаглавленная «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии», подтверждает необходимость лицензирования таких видов деятельности, как:

  • эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • эксплуатация химически опасных производственных объектов;
  • эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
  • эксплуатация нефтегазодобывающих производств;
  • переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
  • транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
  • хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
  • реализация нефти, газа и продуктов их переработки.

Таким образом, через шесть месяцев с момента официальной публикации (срок оговорен в одном из пунктов нормативно-правового акта) в соответствии с этим Федеральным законом станет необходимо наличие лицензирования практически для всех видов деятельности нефтепромышленного комплекса России.

Во-вторых, следует отметить постановление правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643 «Перечень видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории», согласно которому в означенной зоне категорически запрещены:

  • добыча сырой нефти и природного газа;
  • коксохимическое производство, производство продукции нефтеперегонки, радиоактивных веществ и продукции на их основе; производство продуктов химического синтеза; строительство магистральных нефтепроводов, газопроводов и иных продуктопроводов, за исключением газопроводов для местного газоснабжения;
  • строительство зданий и сооружений топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий;
  • оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и смежной продукцией;
  • использования плавучих средств (за исключением маломерных судов), не имеющих устройств по сбору и сдаче нефтесодержащих ... сточных вод и отходов производства и потребления;
  • перевозки нефтепродуктов, сельскохозяйственных удобрений, пестицидов, сильнодействующих и ядовитых веществ без упаковки в герметичную тару, обеспечивающую сохранность груза при авариях судов и иных плавучих средств.

Без двух указанных выше нормативно-правовых актов картина законодательной базы нефтехимического комплекса РФ, оформившейся в последние два-три месяца, выглядела бы неполной. Впрочем, как показывает практика, и без косвенных законодательных актов ограничений у нефтехимиков хватает. Главное – ни об одном из них не забыть в процессе работы.