Совладелец новокузнецких компаний «НефтеХимСервис» и «Инрусинвест» Александр Говор — о строительстве Яйского НПЗ, развитии сети АЗС ЛУКОЙЛ.

Александр Говор — один из самых известных и разносторонних бизнесменов Кузбасса. Среди его крупных инвестиционных проектов — строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода (ЯНПЗ), развитие по франшизе сети заправок «Лукойл» в Сибирском федеральном округе. В интервью журналу «Эксперт-Сибирь» Александр Говор рассказал об особенностях реализации своих инвест­проектов в СФО. 

Нефтеперерабатывающий бизнес

— Александр Николаевич, ранее вы говорили о том, что в августе–сентябре 2015 года начнется строительство второй очереди Яйского НПЗ. Как обстоит дело с реализацией этого проекта?

— Мы уже приступили к поэтапному выполнению второй очереди проекта. Буквально в середине сентября начали закупать оборудование и необходимые материалы для строительства. В конце 2015 года проект будет отдан на экспертизу. Как только преодолеем этот этап, начнется активное строительство.

— Не скорректировала ли экономическая ситуация планы по финансированию проекта?

— Не могу сказать, что произошли какие-то существенные изменения. С банками по-прежнему есть полное понимание, основные партнеры в реализации второй очереди, как и в первой — «Сбербанк» и «Альфабанк». Хотя есть предложение и от других банков. В строительство второй очереди будет вложено около 30 миллиардов рублей.

— Сроки завершения реализации проекта не изменились?

— До конца 2017 года мы должны построить вторую очередь НПЗ и до 2020 года третью очередь. Активная стадия строительства начнется в апреле–мае 2016 года. Планы не сдвинулись, потому что закупка оборудования и геологические исследования, которые сейчас и проходят, мы изначально относили к началу реализации второй очереди проекта. Мы начали вовремя, и отступлений от дорожной карты пока что никаких нет.

— Какова общая стоимость проекта НПЗ?

— Уже потрачено порядка 20 миллиардов рублей, во вторую очередь, как я уже сказал, планируется вложить еще 30 миллиардов, соответственно общая стоимость строительства объекта оценивается в 50–52 миллиарда рублей.

— Какую продукцию сейчас выпускаете на НПЗ, как изменится ассортимент продуктов ГСМ после окончания строительства?

— Выпускаем дизельное топливо, мазут, и низкооктановый бензин, который в том числе используется в химической промышленности. После завершения строительства в 2017 году к выпускаемой продукции добавятся бензины уровня Евро-5. Принято решение Евро-4 даже не запускать, так как мы сразу хотим вывести завод на высокую рентабельность, а конкуренцию выдержать можно только в том случае, если сразу вкладываться в глубокую переработку. Нелегко придется небольшим НПЗ, учитывая, что в 2017 году акциз на мазут будет 100 процентов, а значит перспектив, если не уйти в глубокую переработку, просто не останется. После завершения второй очереди продолжим выпускать дизельное топливо и бензин Евро-5, постепенно снижая объем производства мазута.

— Вы заявляли, что проект предусматривает три очереди. Что будет включать в себя третья очередь?

— Да, третья очередь предусмотрена. Она предполагает увеличение глубины переработки и мощности. Глубину планируем увеличить с 77-ми до 93 процентов, а мощность — с 3,5 миллионов тонн до 6,5–7 миллионов тон, то есть в два раза. По завершении этого проекта полностью откажемся от выпуска на НПЗ мазута, запустим гидроочистку, и все виды бензинов и дизельного топлива будут проходить по ГОСТу. Реализация третьей очереди рассчитана с 2017 года по 2020 год. Такие сроки оговорены с Минэнерго. Объем инвестиций в третью очередь составит около 24 миллиардов рублей, соответственно все очереди проекта в сумме будут стоить ориентировочно 76 миллиардов рублей.

— Сейчас на территории Кемеровской области строится сразу несколько НПЗ, в том числе два проекта принадлежит холдинговой компании «Кем-Ойл». Как оцениваете такую конкуренцию?

— Не могу назвать эти НПЗ нашими конкурентами. У них совокупный объем переработки по итогам 2014 года составил 700 тысяч тонн, по итогам 2015 года планируется, насколько я знаю, около одного миллиона тонн. На Яйском НПЗ после завершения строительства второй очереди запланировано выпускать 3,5 миллиона тонн в год. Мы просто будем на одном рынке.

— Тогда как собираетесь соседствовать и делить рынок с такими гигантами, как Омский и Ачинский НПЗ?

— Основная задача после окончания реализации второй очереди — закрыть потребности в ГСМ рынка Кемеровской области, куда планируется поставлять 60 процентов производимых бензинов. Оставшиеся 40 процентов планируем поставлять в Новосибирскую и Томскую области, Красноярский край. Конечно, это ориентировочные расчеты, ведь есть еще и экспортный рынок. Сейчас мы поставляем 50–56 процентов выпускаемой продукции в Киргизию, Монголию, Узбекистан и отказываться от этих рынков не планируем.

Что касается конкуренции с Омским и Ачинским НПЗ, то я считаю, что мы сможем составить достойную конкуренцию. Главным образом за счет того, что транспортная составляющая в стоимости наших продуктов будет гораздо меньше. Если у них доля транспортных затрат в стоимости бензина — примерно три рубля на литр, то у нас будет около одного рубля. Это очень существенная разница на рынке нефтепродуктов.

— Насколько существенную поддерж­ку в строительстве ЯНПЗ оказывают власти Кемеровской области?

— Во многом проект продвигается без остановки и сбоев благодаря помощи губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. И это не пустые слова, это действительно так. Лишь личная поддержка губернатора привлекла тех солидных инвесторов, с которыми мы сейчас сотрудничаем. Вообще в Кемеровской области работа с инвесторами отлажена очень хорошо. Помимо административной помощи, льгот по налогам, область также предоставляет поручительство перед банками, в нашем случае оно составляло два миллиарда рублей.

Автозаправочный бизнес

— Как обстоят дела с проектом развития автозаправочной сети «Лукойл» в Сибири? Что удалось реализовать, и каких результатов ожидаете от 2015 года?

— Сеть автозаправочных станций «Лукойл» я развиваю по франшизе уже пять лет. Этот бизнес веду без партнеров, это полностью моя структура. Согласно франчайзинговому договору, за пять лет в Сибири должно было появиться порядка 50 автозаправок «Лукойл», но задачу удалось перевыполнить, и их уже порядка 75. Я рассчитываю, что еще через два–три года их количество дойдет до ста.

— Планируете ли выходить в Новосибирскую область, или уже нет?

— Мы развивали сеть «по кругу», начиная от Кемеровской области. Сейчас кольцо вновь замкнулось на Новосибирской области. Поэтому уже в ближайший год намерены зайти и в этот регион.

— Сколько заправок может появиться в Новосибирской области, и какой объем инвестиций планируете вложить в этот проект?

— Рассчитываю, что не менее 25 штук, с объемом инвестиций более одного миллиарда рублей.

— Ранее компания «Кем-Ойл» планировала увеличить свое присутствие на розничном рынке ГСМ. Председатель совета директоров компании Александр Юган говорил о том, что хотел бы расширить сеть АЗС компании до 120, в том числе за счет приобретения и строительства около 50 заправок в Новосибирской и Томской областях, Алтайском и Красноярском краях. Насколько сильную конкуренцию сможет составить реализация этих планов, особенно на рынке Новосибирской области?

— Территория перечисленных вами регионов огромна и насыщена сетью автомобильных дорог, поэтому для стабильного развития бизнеса места хватит всем.

— Очень многие бизнесмены, добившиеся успеха в своем регионе, в конце концов уезжают в более крупные города или вообще в Москву. Не планируете ли и вы покинуть регион?

— Нет, у меня таких планов нет. Я глубоко убежден в том, что нужно строить бизнес там, где живешь, этим я и моя команда планируем заниматься. Да, в Сибири риск ведения серьезного бизнеса очень большой, это связано с территориальными, климатическими и другими условиями, но я знаю точно, что если я и мои дети научатся этому здесь, то они смогут заниматься бизнесом хоть где.

Справка:

Строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода началось в 2007 году. Реализует проект компания «НефтеХимСервис» под руководством Александра Говора и Юрия Кушнерова. Производственная площадка располагается в Яйском районе Кемеровской области, на равном стокилометровом удалении от Кемерово и Томска. В настоящий момент завершен первый этап строительства ЯНПЗ.

По итогам 2014–2015 годов, на НПЗ переработано около 3 млн тонн нефти, планы 2016 года — 3,3 млн тонн. По данным компании, из 1 млн тонн дизтоплива полученного в прошлом году на Яйском НПЗ, 40% поступило на рынок Кемеровской области, остальное — на экспорт в страны СНГ, Монголию и КНР. В 2015 году началось строительство второй очереди, а потом — третьей. С их запуском объем производства НПЗ вырастет до 6,5 млн тонн нефти в год при глубине переработки 93%.