6-7 апреля в Москве состоялся международный конгресс "Биомасса: топливо и энергия-2016". Президент Российской Биотопливной ассоциации Алексей Аблаев, выступивший с основным докладом на конференции, пояснил обозревателю RCC факторы, влияющие на рынок биотоплив и на развитие этой отрасли в России.

"Лучшее - выпей, остальное - заправь!" - такова идеология производства и использования этанола во всё большем числе стран. Россия пока отстаёт в этом "реестре", но неизбежно будет участвовать на рынке химии и топлив из возобновляемого сырья.

Основные причины роста интереса к этой отрасли в РФ, в контексте основных трендов в АПК, таковы:

- Перепроизводство зерна и затрудненный сбыт из регионов, удаленных от портов;

- Диверсификация экономики сельского хозяйства и его рост;

- Развитие сельских регионов;

- Вопросы выживаемости «моногородов»;

- Повсеместная необходимость в октаноповышающих оксигенатах.

Но при продолжающемся росте производства и экспорта зерна, как и производства сахарной свеклы, усугубляются проблемы продажи выращенного урожая, особенно в удаленных регионах, таких как Южная Сибирь и Поволжье.

Кроме того, повышение энергоэффективности в мире повышает риск потерь традиционных экспортных рынков. А поскольку доля экспорта зерновых в РФ растет быстрее их внутреннего потребления, существует и усугубляется во "внутренней" России проблема уменьшения посевных площадей в регионах, отдаленных от морских портов.

Да и сама инфраструктура зернового хозяйства в РФ вольно или невольно способствует новым для России направлениям развития зерновой и смежных с ней отраслей.

Так, до 98% элеваторов не обладают современным оборудованием для отгрузок крупных партий зерна; треть элеваторов не имеет собственных подъездных железнодорожных путей. Вдобавок, почти 70% экспортных железнодорожных перевозок зерна не первый год осуществляется через один транспортный узел - порт Новороссийск, и без того перегруженнный. Сказывается также высокая "распыленность" станций отправки зерновых грузов.

И особо нужно отметить отсутствие надлежащих мощностей по перевалке зерна на границе РФ с Китаем, куда растет экспорт зерновых.

Если же в более широком контексте, рынки энергии и сельского хозяйства смыкаются, стали взаимозависимыми. Уже давно цены на зерновые колеблются в унисон ценам на нефть. Учитывая, что производство этанола в мире только увеличивалось, становится понятно, от чего зависят цены на зерно, и следовательно, цены на продукты питания: от цен на нефть.

Причем эффективность производства этанола растет: "этанольная" цена FOB в Сан-Пауло в 2010-м составляла 50,7; в Чикаго - 32,9; в 2015-м -  32,6 и 27,3 соответственно. Даже страны Африки запустили крупные проекты по производству биотоплива:

RSB-certified Addax Bioenergy - Сьеррра-Леоне; Kenana Sugar - Судан; Green Fuel; Triangle - Зимбабве; Ethco and PressCane - Малави; Mumias - Keния; Royal Swaziland Sugar Co.; USA Distillers - Свазиленд; Kakira Sugar - Уганда.

Таких проектов становится больше, что способствует индустриализации сельского хозяйства, транспортного сектора и энергетики.

Что касается России, в РФ «легализована» промышленная биотехнология: утверждена «Комплексная программа развития биотехнологий» (распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8). Утверждена также Дорожная карта «Развитие биотехнологий и генной инженерии» (распоряжением Правительства РФ от 18 июля 2013 г. № 1247-р)

Но так как биотопливо пока ещё, образно говоря, "вне закона", строятся заводы по глубокой переработке зерна, с производством других химических продуктов. Это заводы Премиксов № 1 (г. Белгород); "Сибирский лизин"; "Биотех-Росва" (Калуга); "Донбиотех"; "Титан" (Омск). Эти заводы производили бы и биоэтанол, если бы законодательство разрешало это делать.

Между тем, цена этанола в России (2015 г.), даже при нынешних сложных административных и экономических условиях его производства, составляет 31,5 руб. за литр (2016 г.), что конкурентоспособно с ценой бензина.

Тем временем, мировое производство этанола в связи с ростом спроса и разнообразием его сырьевой базы постоянно растет, начиная с 1980-х: в 2015 г. произведено почти 80 млн тонн, в т.ч. США и Бразилией -  43 млн тонн и почти 20 млн тонн соответственно.

При этом США с начала 2000 года стали мировым лидером по экспорту этанола, а основные его импортеры в 2015-м - Канада (до 30%), Бразилия (15%) и КНР (около 10%).

Основы законодательной поддержки отрасли в США весьма существенные. Это:

- Закон о чистом воздухе – в топливе должно быть 2,3% кислорода, т.е. около 10% этанола в бензине;

- "EPA’s Renewable Fuel Standards (RFS)" - стандарты по топливу из возобновляемых ресурсов;

- Налоговый кредит для целлюлозного биотоплива: до 1,01 долл на галлон (0,29 долл/литр);

- Специальная амортизация на оборудование завода целлюлозного биотоплива.

Это и налоговый кредит на топливную инфраструктуру для альтернативного топлива: сумма кредита составляет до 30% от стоимости оборудования, но не более 30 тыс. долл для заправочного, обслуживающего оборудования. Отмечу также финансирование проектов биотоплива из водорослей министерством энергетики США с целью достижения себестоимости менее 5 долл за галлон эквивалента бензина к 2018 г. и не выше 3 долл - к 2030 году.

Применение схожих мер стимулирования в России при наличии в РФ колоссальной сырьевой базы для биотоплив способно выдвинуть РФ на передовые позиции в мире по производству и использованию этих продуктов".