У цен на бензин появился шанс если не снизиться, то уж точно притормозить рост. Последние три недели они падают на биржевых торгах. А Росстат даже зафиксировал регионы, где бензин подешевел, сообщил "Российской газете" заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин.
Но уже с января 2015 года на российских автозаправках перестанут продавать бензин экологического класса "Евро-3". Как это отразится на ценах автомобильного топлива? И вообще, как они поведут себя в следующем году?
Анатолий Николаевич, то, что бензин дорожает у нас круглый год, уже мало кого удивляет. Но на этот раз в октябре скачок был особенно резким. В чем причина? И что нас ждет впереди?
Анатолий Голомолзин: Цены на топливо определяются балансом спроса и предложения и зависят от множества факторов: уровня инфляции, налогообложения, динамики мировых цен, сезонного фактора, поведения на рынке ключевых игроков, ресурсной обеспеченности...
Однако замечу, что в последние три недели биржевые цены на бензин снизились от пяти до девяти процентов. Это позволило уменьшить давление на цены на заправках. Росстат постоянно фиксирует снижение количества регионов, где имел место рост цен на бензин - с 66 по состоянию на 13 октября до 35 регионов по состоянию на 5 ноября 2014 года. При этом в 6 регионах отмечено снижение цен, в оставшихся они не менялись. Есть основания рассчитывать на продолжение этой тенденции.
Но нефть к этой тенденции, похоже, никакого отношения не имеет? Она дешевеет, а бензин дорожает...
Анатолий Голомолзин: Динамика и уровень мировых цен на нефть и связанных с ними цен на нефтепродукты тесно увязаны с курсом рубля.
Падение мировых цен на нефть и нефтепродукты сопровождалось одновременно снижением курса рубля. Эти факторы в значительной степени компенсировали друг друга.
Среди факторов, повлиявших на рост цен в крупнооптовом сегменте внутреннего рынка нефтепродуктов, также можно назвать аварии на НПЗ ТАИФ-НК в марте 2014 года и на Ачинском НПЗ в июне 2014 года, увеличение потребления топлива на внутреннем рынке, связанное с присоединением к России Республики Крым, а также недостаточную сбалансированность политики по формированию графиков ремонта НПЗ. К примеру, на месяц позже был выведен из ремонта Ярославский НПЗ.
Почему осенний ремонт НПЗ негативно повлиял на ситуацию на рынке топлива, если этот ремонт был плановым?
Анатолий Голомолзин: Вывод НПЗ в плановый ремонт осуществляется по согласованию с Минэнерго. При этом нормативно-закрепленный механизм этого вывода сейчас отсутствует. Это негативным образом сказывается на ситуации на рынке. На сегодняшний день имеются факты нарушения не только сроков вывода из ремонтов НПЗ, но и одновременный вывод в ремонт нескольких НПЗ.
По мнению ФАС, необходимо законодательно закрепить обязательность владельцев НПЗ согласовывать временный вывод производств в ремонт с уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, нужно предусмотреть ответственность лиц, нарушающих установленный порядок, а также обязательность раскрытия информации об объемах добытой нефти и остатках на нефтехранилищах, об объемах переработанной нефти, произведенных нефтепродуктах, остатках нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынках нефти и нефтепродуктов.
Топливный резерв призван сглаживать дефицит на рынке нефтепродуктов. Почему этот механизм плохо сработал этой осенью?
Анатолий Голомолзин: В настоящее время нефтяные компании осуществляют накопление топлива в соответствии с рекомендациями Минэнерго. Делается это для обеспечения достаточного предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке в периоды повышенного спроса и с учетом планов ремонта НПЗ. При этом в качестве контрольных временных точек берутся два временных промежутка в году, по достижении которых нефтяные компании должны обеспечить накопление запасов. К примеру, по автомобильным бензинам такими точками отсечения являются 1 мая и 1 октября. Однако, как показывает практика последних лет, данная система зарекомендовала себя как не очень эффективная и гибкая. Имеют место случаи, когда резервы не создаются в условиях низкого спроса либо продолжают накапливаться, когда есть острая необходимость их срабатывать.
Какая сейчас ситуация с топливным резервом?
Анатолий Голомолзин: По данным Минэнерго на середину октября 2014 года, суммарные накопленные запасы автомобильных бензинов в целом по России составили чуть более 1,3 миллиона тонн. Важно, правда, чтобы эта цифра была проверяемой, а топливо, находящееся в резерве, реально доступным.
Некоторые эксперты называли падение объема запасов до 1,3 миллиона тонн катастрофическим для рынка. Вы согласны с такой оценкой?
Анатолий Голомолзин: Эта цифра отнюдь не является критической, тем более что снижение запасов происходило в условиях их задействования и срабатывания в рынок в период, когда были выведены в ремонт несколько НПЗ.
По мнению ФАС, для недопущения дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке в периоды пикового сезонного спроса необходимо обеспечить постоянный контроль наличия соответствующих резервов и запасов у нефтяных компаний и их оперативное задействование в рамках нормативно закрепленного механизма. Речь идет о регламентации механизмов создания, хранения и расходования запасов нефтепродуктов крупнейшими игроками.
Особо следует отметить необходимость нормативного закрепления публикации в общедоступных источниках оперативной информации о наличных запасах нефтепродуктов в нефтехранилищах. Недостаток информации порождает слухи, а слухи - верный спутник спекуляций.
Цены на топливо могут подогреваться спекулятивными сделками на бирже. В начале года вы говорили, что у ФАС нет претензий к биржевым торгам. Сейчас они появились?
Анатолий Голомолзин: Необходимо отметить, что был принят ряд нормативных актов, позволивших сформировать правовую базу биржевой торговли. С 2011 по 2014 год количество участников торгов секции нефтепродуктов возросло в полтора раза (с 905 до 1391), количество заключенных сделок - почти в 6 раз (с 11 714 до 68 102), а средний объем сделки уменьшился почти в 5 раз (с 968 до 207 тонн). Это свидетельствует о значительном повышении доступности и конкурентности проводимых торгов. Биржевые торги стали значимым и все более востребованным способом реализации нефтепродуктов. Если по итогам 2013 года на бирже было продано 12,1 миллиона тонн нефтепродуктов, то за 10 месяцев 2014 года уже 14 миллионов тонн. До конца года этот объем может увеличиться примерно до 16 миллионов тонн. Среднегодовая стоимость продаваемых на бирже товаров возросла примерно на 5 процентов.
Цены на бирже отражают реальное соотношение спроса и предложения и не должны быть подвергнуты влиянию субъективных факторов. Антимонопольная служба постоянно отслеживает ход и результаты проведения биржевых торгов. Как раз в ходе такого мониторинга были установлены факты нетипичного поведения некоторых участников рынка на бирже.
В чем это выражалось?
Анатолий Голомолзин: Эти факты проявлялись в совершении крупных сделок между доминирующими на рынке компаниями - ВИНКами. При этом совершение сделок по времени происходило менее чем за одну секунду. Наличие таких сделок может говорить о недобросовестном поведении участников рынка. Это действительно могло стать одной из дополнительных причин роста цен на автомобильные бензины.
Пятого ноября ФАС возбудила дело в отношении "АНК "Башнефть", "НК "Роснефть", "НК "ЛУКОЙЛ" и "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт" по признакам манипулирования ценами на бирже. Для предупреждения подобных ситуаций мы подготовили поправки в Совместный приказ, дающие возможность заключения адресных сделок в рамках отдельной сессии, сделки на которой заключаются по средневзвешенным ценам, сформированным в условиях рыночного ценообразования на предшествующей торговой сессии.
Удалось ли ФАС продвинуть идею реализации нефтепродуктов по своповой схеме?
Анатолий Голомлзин: Предложения, подготовленные ФАС совместно с заинтересованными организациями и органами власти, в том числе минвостокразвития, направлены в правительство. Как показало обсуждение с нефтяными компаниями и Росморпортом, технологические возможности для реализации подобной схемы имеются.
Российская нефть может перерабатываться на НПЗ, расположенных за рубежом, причем как на Востоке, так и на Западе. Эта схема может быть реализована уже в ближайшее время. Ею, кстати, уже воспользовались наши казахстанские коллеги, когда у них сложилась ситуация недостаточного производства собственных нефтепродуктов. ФАС ожидает от российских участников рынка конкретных предложений на эту тему.
Своповые сделки, позволяющие вовлекать дополнительные объемы высококачественного топлива на российский рынок, могут быть реализованы разными способами. Рассматриваются варианты "обмена" (свопа) имеющихся в избытке на внутреннем рынке нефтепродуктов на недостающее качественное топливо, произведенное как на НПЗ, владельцами которых являются российские компании, так и на других НПЗ. Они могут потребовать изменения в таможенном законодательстве - это долговременный процесс, либо введения специального таможенного режима. Это решение должно обсуждаться в рамках Таможенного союза.
Изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле требуют длительных согласительных процедур. Существует возможность установления решением Евразийской экономической комиссии специальной таможенной процедуры в целях реализации схемы "своп-операций" с уточнением номенклатуры (кодов) вывозимых и ввозимых нефтепродуктов, а также перечня лиц, которыми данная специальная таможенная процедура может быть использована.
Со следующего года вводится запрет оборота бензина "Евро-3". При этом в ФАС отмечали, что не все компании вовремя модернизируют свои мощности. Может быть, стоит отсрочить запрет "Евро-3"?
Анатолий Голмолзин: Если говорить об исполнении нефтяными компаниями четырехсторонних соглашений, то по результатам мониторинга ФАС видно, что общий план производства всеми нефтяными компаниями автомобильных бензинов, соответствующих Техническому регламенту, по итогам трех кварталов 2014 года выполнен. Хотя данный показатель был достигнут при опережении темпов модернизации одними компаниями и отставании модернизации мощностей на НПЗ некоторыми другими компаниями.
Запрет "Евро-3" с 1 января 2015 года регламентируется требованиями, установленными Техническим регламентом Таможенного союза. Нужно отметить, что Казахстан, оценив свои возможности, принял решение о продлении на один год перехода на топливо четвертого и пятого классов, внеся соответствующие изменения в Технический регламент Таможенного союза.
Не приведет ли запрет "Евро-3" к повышению цен на топливо?
Анатолий Голомолзин: У российского правительства всегда должны быть в запасе дополнительные опции наполнения внутреннего рынка и, соответственно, недопущения необоснованного роста цен.
Что еще может повлиять на стоимость топлива в 2015 году?
Анатолий Голомолзин: Среди влияющих факторов - конъюнктура внешних и внутреннего рынков, общие экономические условия обращения нефтепродуктов, в том числе издержки, расходы на услуги естественных монополий, условия привлечения капитала. Значение имеет ресурсная обеспеченность внутреннего рынка, которая зависит от хода реализации программ модернизации НПЗ, поставок внутри Таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном и другими странами; возможности по реализации своповых схем, достаточность топлива, соответствующего требованиям техрегламента.
Важным является обеспечение сбалансированности производства и потребления топлива, включая регламентацию порядка вывода в ремонты НПЗ, процедур формирования и расходования резервов.
Антимонопольные органы держат ситуацию на рынке на постоянном контроле и при необходимости возбуждают дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Фактор возможного нарушения антимонопольного законодательства в значительной степени нивелируется по мере развития коммерческой инфраструктуры рынка нефтепродуктов, включая формирование прозрачных индексов цен - биржевых, внебиржевых, сопоставимых цен зарубежных рынков, исполнения нефтяными компаниями торговых политик. Но требуется дальнейшее развитие условий конкуренции на рынке для независимых организаций в вопросах доступа к трубе, к добыче нефти.
Последние годы одним из основных влияющих факторов стал рост налогов. В стоимости каждого проданного литра бензина доля налогов уже составляет порядка 60-65 процентов. Недавно были одобрены поправки в налоговое и таможенно-тарифное регулирование нефтяной отрасли, так называемый "налоговый маневр", осуществление которого также может повлиять на рост цен.