Анкара послала Москве свой вариант межправсоглашения по первой нитке "Турецкого потока" и теперь ожидает ответа, заявил глава Минэнерго Турции Танер Йылдыз. "Мы не будем теми, кто задерживает проект",— сказал он (цитата по Reuters). По словам источника "Ъ" в Минэнерго РФ, там пока документ не получили. Российская сторона отправила Турции свои проекты соглашения еще в конце весны, но никакого продвижения пока нет.

Впрочем, ждать, что предложения Анкары смогут ускорить переговоры, видимо, не стоит: выйти на договоренности стороны сейчас не могут по целому ряду причин, как коммерческих, так и политических. Источники  в отрасли отмечают, что до тех пор, пока в Турции не будет сформировано новое правительство, диалог по межправсоглашению может быть только техническим: Танер Йылдыз сделал свое заявление на фоне самого серьезного политического кризиса в Турции за последние 13 лет. В понедельник истек срок формирования коалиции в парламенте по итогам июньских выборов, в результате которых партия Реджепа Тайипа Эрдогана утратила большинство в Меджлисе. Теперь страну в октябре почти наверняка ждут новые парламентские выборы. До этого момента в Турции не будет полноценного правительства, которое могло бы одобрить соглашение с Россией по "Турецкому потоку".

При этом "Газпром" увязывает подписание соглашения с предоставлением скидки на газ турецкой госкомпании Botas. Без этого Botas несет убытки при продаже газа на внутреннем рынке, вызванные ослаблением турецкой лиры к доллару. Вчера Танер Йылдыз отметил, что ослабление валюты увеличило затраты Турции на импорт газа на 11 млрд лир с начала года ($3,8 млрд).

Несмотря на это, по словам собеседников  на турецком газовом рынке, сейчас власти обсуждают возможность снижения регулируемых цен на газ для Botas перед выборами. Это будет означать рост убытков Botas и потери для частных импортеров, но Анкара может сделать это лишь из политических соображений. В этой ситуации Турция заинтересована в том, чтобы получить скидку от "Газпрома" как можно раньше и поэтому демонстрирует приверженность "Турецкому потоку", считают источники.

"Хотя в Турции некому подписывать межправсоглашение, важна не только сама бумага, но и выраженная политическая воля сделать проект",— считает Алексей Гривач из ФНЭБ. По его мнению, для "Газпрома" неважно, будет ли соглашение подписано сейчас или через полгода. Монополия уже остановила почти все работы по сухопутной части газопровода на территории России и расторгла с подрядчиком контракт о строительстве морской части "Турецкого потока".