ФАС считает, что авиакомпаниям нужно активнее покупать керосин на бирже, чтобы снизить риски ценовых колебаний, рассказал журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в кулуарах Российской энергетической недели.
По его словам, в стоимости авиабилетов затраты на топливо составляют 25%. Они не являются основным фактором для роста цен на билеты и в структуре стоимости воздушных перевозок находятся на втором месте после расходов на лизинг воздушных судов (доля затрат на лизинг — на уровне 27%).
"Не так давно мы провели заключительное совещание с нефтяными и авиакомпаниями. Договорились о том, что есть необходимость расширения участия авиакомпаний в процессах развития биржевой торговли. Мы сейчас предпринимаем усилия для того, чтобы интенсифицировать торговлю на Московском авиаузле (МАУ), расширяем деятельность балансового пункта МАУ, готовим соответствующие уточнения в совместный приказ (с Минэнерго о биржевой торговле нефтепродуктами), чтобы объемы торгов, которые осуществляются на МАУ, засчитывались нефтяными компаниями в рамках исполнения требований совместного приказа", — сказал Голомолзин.
"Договорились, что в течение двух-трех месяцев авиакомпании начнут активно работать, в том числе в этом сегменте рынка, и дальше обсуждаем вопрос еще участия авиакомпаний в торговле производных инструментов. В частности, речь идет о возможности фьючерса на керосин на балансовом пункте МАУ и, соответственно, создании инструмента для авиакомпаний для хеджирования рисков колебаний цен на топливо", — добавил он.
"Совместное решение такое, что авиакомпании будут участвовать в биржевых торгах активно. Сейчас они в торгах участвуют неактивно. Хотя на рынке продается керосина порядка 18-20% в режиме биржевых торгов, но непосредственно авиакомпании либо их трейдеры или брокеры участвуют в этом объеме где-то на 10%. Это другие покупатели рынка, которые используют керосин для лакокраски, химии и так далее", — сообщил Голомолзин.
Он пояснил, что речь идет не об увеличении доли продаж керосина на бирже, а о зачете в качестве биржевых объемов продаж с нефтебаз в аэропортах МАУ. Сейчас как биржевые засчитываются объемы продаж на НПЗ. Как отметил Голомолзин, МАУ — это 70% пассажиропотока, следовательно, и 70% потребления авиатоплива в РФ. По его словам, биржевая структура для этого уже готова, надо изменить только совместный приказ ФАС с Минэнерго.
"Важно именно здесь (в МАУ — Прайм) создать представительный индикатор (биржевых цен), чтобы это была не цена продавца на каждом из НПЗ, а цена потребителя, — то, что соотносится с деятельностью авиакомпаний… Авиакомпании сейчас имеют возможность заключать прямые контракты с нефтяными компаниями на поставку керосина. Но некоторые формулы цены привязаны к котировкам мировых агентств. Котировки внутреннего рынка, биржевые, внебиржевые более благоприятные. Этот год показал, что если бы контракты были ориентированы на внутренние котировки, то авиакомпании были бы существенно в большей степени защищены", — прокомментировал Голомолзин.