Госстандарт утвердил новый национальный стандарт (ГОСТ Р) «Колонки топливораздаточные», он вступит в силу с 1 октября, сообщил  замглавы ведомства Алексей Кулешов. По его словам, положения документа должны минимизировать возможность умышленного недолива топлива.

Стандарт, в частности, предусматривает, что топливораздаточные колонки (ТРК) необходимо оснащать программным обеспечением с защитой от несанкционированного доступа. ГОСТ также обязывает производителей предусмотреть конструкцию, препятствующую несанкционированной замене узлов и элементов и установке дополнительных устройств, не предусмотренных изготовителем.

Кулешов говорит, что принятие нового стандарта – важный элемент механизма по борьбе с недоливом топлива. С конца 1980-х гг. технологии производства и эксплуатации оборудования АЗС существенно изменились, а действующий стандарт принят еще в 1989 г. и не устанавливает требований по защите ПО от вмешательства извне, поясняет собеседник. Это не значит, что с 1 октября будет запрещена эксплуатация АЗС, не соответствующих новому стандарту. ГОСТы в России являются добровольными для применения, но только до тех пор, пока ссылка на стандарт не появится в соответствующем нормативно-правовом акте, уточнил он.

По итогам проверок, проведенных в прошлом году, из 210 автозаправочных станций недолив был выявлен на 39, т. е. в 19% случаев, уточнили «Ведомостям» в пресс-службе ведомства. Данные о том, АЗС каких компаний чаще всего попадались на недоливе, там не приводят.

По словам Дмитрия Клевцова, замглавы Федерации автовладельцев России (ФАР), которая также проверяла порядочность автозаправщиков, в подавляющем большинстве случаев это происходит на независимых АЗС (не принадлежащих нефтяным компаниям). Если с качеством топлива на заправках Росстандарт и другие надзорные органы смогли решить проблему, то с недоливом – нет, говорит Клевцов. По его словам, на тех АЗС, где такое практикуется, он может достигать 20% от оплаченного объема горючего.

В Независимом топливном союзе (НТС; объединяет владельцев порядка 400 АЗС) не согласны с этими цифрами. Проблема сильно преувеличена, а методика ФАР сомнительна хотя бы из-за малого числа попавших в мониторинг заправок, сказал вице-президент НТС Дмитрий Гусев. В России около 15 000 АЗС. Больше половины из них – независимые АЗС, остальные принадлежат вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), говорил в июле замглавы Минэнерго Павел Сорокин. Но по объему продаж моторного топлива на АЗС ВИНК приходится больше – порядка 65%. Крупнейшие сети – у «Роснефти», «Лукойла» и «Газпром нефти».

В «Газпром нефти» сказали, что по итогам проверок Росстандарта за 2019 г. ни одного случая недолива или отклонения по точности работы ТРК компании не было выявлено. АЗС сети используется современное сертифицированное дозирующее оборудование, которое регулярно проходит проверку госструктурами, а доступ к настройкам ТРК у персонала АЗС отсутствует, говорит представитель компании. В «Роснефти» и «Лукойле» на запросы не ответили.

Актуализировать требования к производителям АЗС просили крупные нефтяные компании, говорит сотрудник одной из них. Разработанный еще в советское время ГОСТ давно потерял актуальность, добавляет он.

Сегодня Росстандарт может оштрафовать владельца автозаправки за недолив – все, что выше погрешности в 0,25% от оплаченного объема топлива, – по ч. 1 ст. 19.19 действующего КоАПа («Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений»). Наказание для должностных лиц составляет 20 000–50 000 руб., для юридических – 50 000–100 000 руб. Но этого мало, считают в ФАР. Для радикального решения проблемы необходимо совершенствовать механизм проверок (в частности, разрешить надзорным органам проводить их в режиме «тайного покупателя») и вводить оборотные штрафы по аналогии с теми, что сейчас действуют за некачественный бензин, говорит Клевцов.

Законопроект, вводящий оборотные штрафы за недолив, в 2018 г. уже разработал Минпромторг. Он предусматривал штрафы за такое нарушение в размере 1% от суммы выручки нарушившей закон АЗС за предыдущий год, при повторном нарушении – 3%, но не менее 2 млн руб. Однако правительство вернуло его на доработку, поскольку поправки решили интегрировать в новую версию КоАПа, которая сегодня проходит согласование в Минюсте. Замминистра промышленности и торговли Алексей Беспрозванных сообщил, что проект изменений в КоАП об оборотных штрафах за недолив бензина и дизеля, а также газомоторного топлива (СУГ и природного газа) внесли в правительство в мае 2019 г. Соответствующую поправку предлагается внести в ст. 24.10 нового КоАПа. Новая редакция кодекса согласована с Минпромторгом, добавил чиновник.

«Оборотные штрафы – это убийство автозаправок. 1% от выручки независимых АЗС, которые и так оказались в незавидном положении, будет означать банкротство», – возмущается Гусев из НТС. Принятие закона, по его мнению, также создаст дополнительные коррупционные риски.