За первую неделю торгов в 2019 г. бензин оптом резко подорожал. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), цена тонны Аи-92 выросла на 11% до 43 086 руб., тонны бензина Аи-95 − на 14,3% до 44 226 руб. к 24 декабря 2018 г. Зимнее дизельное топливо к уровню конца 2018 г., наоборот, подешевело на 2% до 53 779 руб. за тонну, следует из данных биржи.

Причина такой динамики – рост цен на нефть (они с начала года превысили психологически важную отметку – $60 за баррель Brent). Федеральный чиновник объясняет рост цен на топливо лишь повышением НДС, акцизов и ростом экспортной цены. Последняя на 6000–8000 руб. за тонну выше, чем внутренняя цена на бензин. В конце прошлого года при низкой стоимости нефти российский топливный рынок был премиальным. После роста цен до $62 за баррель цены на топливо внутри России оставались на прежнем уровне из-за длинных выходных, а теперь отыгрывают рост, говорит собеседник в одной из топливных компаний.

Еще один собеседник говорит, что «все потребители понимают, что цены на топливо вырастут, и на рынке присутствует большой спрос на пока еще дешевый биржевой товар».

«Реальным толчком стало падение биржевых продаж автобензина в начале января по сравнению с последними торговыми днями декабря почти на 40% в целом по рынку», − говорит гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. «Роснефть» снизила среднесуточную реализацию автобензина более чем в два раза, а «Газпром нефть» и «Лукойл» − примерно на 37% и 32% соответственно, утверждает эксперт. Однако в первую неделю торгов 2018 г. наблюдалась такая же картина по снижению предложения на СПбМТСБ, отмечает он. 

Рост цен на самих АЗС в России составил по некоторым компаниям до 1,7%. Именно на столько подорожало топливо на бензоколонке после роста налога на добавленную стоимость в начале года с 18% до 20%.

По договоренности с правительством (Минэнерго и ФАС) до марта 2019 г. все производители топлива в России согласились держать мелкооптовые цены на замороженном в ноябре прошлого года уровне. В среднем по России тонна Аи-92 должна стоить не больше 53 501 руб., Аи-95 − не больше 56 549 руб., зимнего дизтоплива − не дороже 53 601 руб.

Таким образом, выручка за первую постпраздничную неделю на АЗС в пересчете на литр снизилась по бензину Аи-92 на 24% до 10 руб. за литр, по Аи-95 на 26% за литр, пишет «Интерфакс» со ссылкой на данные СПбМТСБ и ЦДУ ТЭК. 

В прошлом году цены на АЗС начали расти сразу после выборов президента России Владимира Путина. По итогам года рост цен на бензин в два раза превысил инфляцию. За весь 2018 г. бензин подорожал на 9,4%, что выше темпов инфляции за аналогичный период в 2,2 раза (инфляция в минувшем году составила 4,3%).

По мнению Минэнерго, в течение года цены на топливо в России будут расти в пределах инфляции, а наблюдавшееся в начале января подорожание было временным, заявил в пятницу журналистам министр Александр Новак. «Это разовое повышение связано с повышением НДС. В течение года в пределах уровня инфляции цены все равно будут повышаться», − сказал он.

В начале лета правительство договорилось с нефтяниками, что они не будут повышать цены на АЗС, напоминают Ведомости. Вице-премьер Дмитрий Козак и министр энергетики Александр Новак провели несколько встреч с нефтепереработчиками, договорились отменить плановое повышение акцизов с 1 июля и разработали экстренные способы воздействия на ситуацию – а именно предупредили, что доведут экспортную пошлину на все нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. Но цены на мелкооптовом рынке осенью продолжили расти. В конце октября премьер-министр Дмитрий Медведев в ультимативной форме потребовал от правительства не допустить роста цен на бензин. Минэнерго, ФАС и десяти нефтяным компаниям пришлось заключить соглашения и указать предельные мелкооптовые цены на топливо для каждого региона, а также записать в соглашении, что в январе цены на АЗС могут вырасти максимум на 1,7%, а в каждый следующий месяц – на 0,33% согласно прогнозу инфляции.