Стоимость бензина перестала расти в рознице и более месяца устойчиво снижается в оптовом звене. Участники рынка, которые прежде опасались взлета цен на фоне осенних ремонтов на НПЗ, уже не ожидают какой-либо напряженности на рынке топлива из-за значительных запасов на нефтебазах и ослабления спроса после завершения периода отпусков. Более того, потенциальная вторая волна коронавируса может оказать дополнительное давление на цены.

Стоимость топлива на АЗС не растет вторую неделю подряд, следует из данных Росстата от 9 сентября. В среднем бензин АИ-92 и АИ-95 стоит 43,15 руб. и 46,93 руб. за литр соответственно, при этом с начала года этот вид топлива подорожал на 2,1%. «Инфляция за семь месяцев составила около 3%, при этом цены на бензин выросли примерно на 1,4–2%, на дизтопливо — тоже в пределах инфляции»,— говорил в начале сентября глава Минэнерго Александр Новак.

Одновременно снижаются и биржевые цены на топливо. Так, 9 сентября АИ-92 и АИ-95 подешевели на 0,7%, до 48,6 тыс. руб. и 49 тыс. руб. за тонну соответственно. Бензин АИ-95 дешевеет с начала июля, а АИ-92 — с конца месяца после летних пиков, при этом в августе снижение цен ускорилось. Так, за последний месяц АИ-95 на бирже подешевел уже на 12%, а АИ-92 — на 5%. При этом ряд собеседников “Ъ” прогнозировали, что осенью топливо может подорожать из-за профилактических работ на НПЗ. Но ослабление спроса на топливо в связи с окончанием сезона отпусков оказалось более существенным фактором для биржевых цен.

Активный рост цен на топливо на СПбМТСБ наблюдался с мая по июнь на фоне резкой активизации спроса после пандемии коронавируса. Тогда многие НПЗ, сократившие переработку во время пандемии, не успели оперативно увеличить объем предложения после снятия карантинных ограничений. Пик цен на бензин наблюдался в июне-июле, в результате чего регуляторы требовали от нефтекомпаний увеличивать выпуск топлива, в результате рынок стал постепенно стабилизироваться. Стоимость АИ-95 и АИ-92 достигала 59,6 тыс. руб. и 51,5 тыс. руб. за тонну.

Фундаментальная причина падения цен в том, что вплоть до начала августа на российском оптовом рынке бензин торговался с весьма высокой премией относительно экспортной альтернативы, говорил в августе глава «Петромаркета» Иван Хомутов. По его словам, премия сформировалась еще в мае, когда НПЗ терпели убытки и были вынуждены минимизировать их путем повышения цен на бензин на российском рынке. В июле заводы стали выбираться из убытков и смогли довести объемы поставок до аналогичных показателей прошлого года. При этом спрос на топливо, по оценке Александра Новака, пока восстановился только до 85–90% от докризисного уровня.

По мнению вице-президента Российского топливного союза Рината Фаттахова, рынок бензина прошел кризисный период и уже почти стабилизировался, хотя «мы видим, что стоимость топлива все еще выше на 2 тыс. руб. на тонну, чем год назад». Так, крупные нефтекомпании накопили значительные запасы топлива на нефтебазах перед ремонтами на НПЗ (почти 1,7 млн тонн бензинов и 2,7 млн тонн дизтоплива), отмечает он, в то же время после сезона отпусков спрос на АЗС заметно снизился. «Параллельно ряд НПЗ все еще находятся на плановых ремонтах, но я не ожидаю серьезной напряженности на рынке»,— говорит он.

Пока ситуация выглядит так, что рынок входит в традиционный осенний понижательный тренд, который обычно продолжается до марта. Более того, дополнительное давление на цены может оказать вторая волна коронавируса и возвращение ограничений на передвижение — это, в свою очередь, снизит спрос на топливо. В то же время, судя по заявлениям мэра Москвы Сергея Собянина 8 сентября, власти пока не намерены возвращать жесткий карантин «даже при повышении заболеваемости в осенне-зимний период».