Межведомственная комиссия 4 июня одобрила заявку «Соллерса» (основной акционер – Вадим Швецов) на подписание специального инвестконтракта, рассчитанного до конца 2028 г., сообщил Минпромторг. В комиссию входят также представители Минфина, Минэкономразвития и другие.

Привлеченными сторонами в контракте «Соллерса», как предполагается, будут автозавод УАЗ, автокомпонентные предприятия «УАЗ-Автокомпонент», «Литейный завод РосАЛит», а также «Форд СоллерсЕлабуга», на базе которой будет создано новое совместное предприятие Ford Sollers с контролем у российской стороны. Оно заработает с 1 июля и будет выпускать легкие коммерческие автомобили Ford Transit.

Заявка «Соллерса» предполагает развитие производства автомобилей УАЗ (новой модельной линейки) и Ford Transit. «В отношении поддержанного проекта планируется применять стандартный объем преференций в рамках специнвестконтракта, включающий в себя гарантии неизменности регуляторной и налоговой нагрузки», – говорится в сообщении. Инвестиции и другие подробности министерство не уточняет. Представитель «Соллерса» от комментариев отказался.

Заявленные инвестиции – 7,5 млрд руб. в течение 10 лет, рассказал «Ведомостям» близкий к компании источник и человек, знакомый с обсуждением. Один из проектов, на которые пойдут эти деньги, – завершение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по новой платформе УАЗов, поясняет один из источников. Эти работы идут с 2017 г., напоминает он. «У нас будет одна платформа, которая будет использоваться на нескольких кузовах, – приводил в апреле 2019 г. «Прайм» слова Швецова. – Это кузов внедорожник, это кузов пикап, это кузов монокэб и фургончик на базе этого решения». Никакого отношения к «Хантеру» и «Буханке» эти модели иметь не будут, подчеркивал Швецов.

Другое направление инвестиций – локализация компонентной базы, включая двигатели и коробки передач, продолжает собеседник. Они будут использоваться как в легковых, так и легких коммерческих автомобилях. По словам источника, предполагается использование двигателей, выпускаемых на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ), входящем в группу «Соллерс». Коробки передач планируется локализовать там же на площадке: на заводе есть мощности по литью и механической обработке. Сейчас для Transit предлагается три 2-литровых дизельных двигателя мощностью 125, 136 и 155 л. с. в сочетании с 6-ступенчатой трансмиссией (данные сайта Ford Sollers). Семейство двигателей для новой линейки автомобилей УАЗ разработано совместно с немецкой инжиниринговой компанией FEV, их локализация запланирована на 2020–2021 гг., рассказывал Швецов. По его словам, это будут бензиновые и газовые – битопливные – двигатели. Помимо этих двигателей будет локализован дизельный мотор для Ford Transit.

Вторым автоконцерном, чья заявка на подписание инвестконтракта была одобрена 4 июня межведомственной комиссией, стала Toyota, сообщил Минпромторг. Параметры будущего контракта министерство не раскрыло. Представитель Toyota от комментариев отказался. У компании есть завод в Санкт-Петербурге, выпускающий две модели – RAV4 и Camry. Их планируется выпускать и в рамках контракта, говорит человек, знакомый с переговорами. По его информации, а также трех других источников, близких к переговорам, общие инвестиции заявлены в размере 20 млрд руб. в течение 10 лет. По информации собеседников, предполагается локализация некоторых автокомпонентов, но в этом списке нет двигателя и коробок передач. Деньги пойдут, в основном, на закупку роботов для автозавода в Санкт-Петербурге, говорит человек, знакомый с обсуждением заявки.

Специальные инвестиционные контракты в автопроме уже подписали большинство автопроизводителей – самостоятельно или в составе СП, альянсов. На очереди – заявки «Автотора», BMW, группы PSA, Volvo и др. Самый крупный контракт по заявленным инвестициям – 70 млрд руб. – был заключен с «АвтоВАЗом», с привлечением партнеров по альянсу (Renault, Nissan, Mitsubishi). Контракты потребуются для доступа к государственным субсидиям по различным программам поддержки. Это декларируется чиновниками, а выход соответствующих нормативных документов пока только ожидается. В самих же контрактах, помимо налоговых льгот, гарантий допуска к господдержке нет.

У компаний, подписавших инвестконтракты, значительные обязательства по увеличению локализации, комментирует сотрудник одного из автоконцернов. «И если кто-то подпишет контракт на облегченных условиях, без локализации двигателя и коробок передач, то будет справедливым применение дифференцированного подхода при распределении бюджетных субсидий», – отмечает он. Этот механизм сейчас обсуждается с чиновниками. Предполагается, что процент компенсации расходов по выплате утилизационного сбора на автомобили, ввозных пошлин на автокомпоненты будет зависеть от уровня локализации, включая взятые обязательства в инвестиционных контрактах.