Шестой Форум «Полимеры России» состоялся 2 октября 2013 г. в Москве. Мероприятие прошло при поддержке Аналитического центра при Правительстве РФ, золотым спонсором выступила компания «Центрополимер».
В России сложилась уникальная ситуация: продвижение и стимулирование роста потребления полимеров и продуктов их переработки связаны с колоссальными усилиями самих компаний-переработчиков. Лидеры отрасли работают не благодаря, а вопреки, в стране, где спрос на полимеры в виде сырья на 40% превышает предложение, а порой наблюдается полное отсутствие сырьевого обеспечения, сказал, открывая заседание Форума, глава «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Фарес Кильзие. «Сегодня на рынке появились все признаки стагнации, которая имеет не экономический, а скорее управленческо-монополистический характер. Но говорить о стагнации на данном рынке неприемлемо, ежегодно импорт полимерных изделий составляет почти 2 млн т, а потребность в модернизации систем ЖКХ не менее 9 трлн руб. Возможности развития внутреннего рынка колоссальны, и сложно представить, как можно было допустить его стагнацию. В такой ситуации важно обратить внимание на внутренний рынок, попытаться преодолеть застой с помощью применения новых технологий и стандартов».
«На протяжении долгих месяцев подготовки Форума мы контактировали со всеми: с Администрацией Президента, с Правительством, в особенности с различными министерствами и ведомствами, с региональными органами власти, где мы в цифрах и фактах поясняли важность полимерного сектора, перспективность переработчиков-лидеров и их вклад в экономику России. Впервые за много лет мы увидели большую заинтересованность, но в тоже время - скудность в знании этого сложного сегмента. Наш Форум имеет своей целью дать четкое понимание того, что в настоящий момент поддержка нужна не только сырьевым производителям полимеров, но особенно переработчикам. Отечественная полимерная индустрия по сырью находится в руках крупных вертикально интегрированных компаний, а их намерения ориентированы в большей степени на экспорт. Переработчики – частный бизнес, нацеленный на рынок внутренний. Найти возможные точки соприкосновения и попытаться сблизить две разнонаправленные стратегии – часть важных задач Форума».
После вступительного слова г-на Кильзие приветствие замминистра экономического развития Андрея Клепача, направленное в адрес участников Форума, зачитал замначальника отдела ТЭК Минэкономразвития России Леонид Дубов. От лица министерства он, в частности, отметил важность полимерной продукции для развития химического комплекса страны, и пожелал всем присутствующим успехов и плодотворной работы.
В первом докладе директор департамента ЕЭК Виталий Гудин сообщил, что на сегодняшний день все вопросы таможенно-тарифного регулирования в части импорта продукции перешли на наднациональный уровень в компетенцию Евразийской экономической комиссии. Общую позицию российской стороны формирует Минэкономразвития и в рамках имеющихся процедур направляет на рассмотрение в ЕЭК. Спикер призвал бизнес-сообщество присылать свои предложения в адрес уполномоченного органа, чтобы интересы компаний в дальнейшем были учтены в принятых ЕЭК мерах. В составе ЕЭК существуют две принимающие тарифные решения структуры – Коллегия и Совет, который определяет окончательные действия по группе «чувствительных товаров», куда входит вся группа полимеров. Процедура принятия решения занимает порядка 4,5-6 месяцев, пошлины коррелируются с обязательствами перед ВТО. С 1 сентября 2013 г. импортные пошлины на всю группу полимеров были снижены. До 2014 г. у Казахстана в части полимеров по одной позиции есть право применять более низкую ставку. После 2014 г. для всех стран будут применяться единые ставки ЕТТ.
Круг интересов отраслей глубокой или неглубокой переработки разнится, поэтому возникает закономерный конфликт. На вопрос участников Форума, чью сторону тарифными решениями может поддерживать ЕЭК, г-н Гудин ответил, что ЕЭК балансирует рынок в целом и, по его мнению, таможенно-тарифная политика не является методом регулирования внутренних цен. Хотя прецеденты решения споров хозяйствующих субъектов все-таки были.
Павел Свистунов, руководитель дирекции Аналитического центра при Правительстве РФ, отметил, что в период кризиса необходимо уделять особое внимание внутреннему рынку и рассказал о разработанных со стороны государства инструментах, способствующих развитию полимерной отрасли. Среди них две технологические платформы, призванные совместить усилия бизнеса, власти и науки, когда разработки делаются под заказ компаний, а государство снимает барьеры для их внедрения или поддерживает проекты госзакупками. Помимо этого, принята госпрограмма «Развитие науки и технологий», а также разрабатываются специальные программы поддержки инновационных территориальных кластеров.
Также в январе 2013 г. утверждена государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на период до 2020 года» с подпрограммой «Химический комплекс». Объём бюджетных ассигнований в рамках данной подпрограммы составляет 16,45 млрд руб., внебюджетные средства – более 1,085 трлн руб. Указанные средства запланированы, и в этом году должны быть получены. Расходование выделенных средств намечено на несколько лет, график будет сформирован и находится в открытом доступе. Курирует программу Минпромторг России.
Далее речь пошла о создании «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года». Заместитель директора департамента Министерства промышленности и торговли РФ Владимир Потапкин напомнил, что документ должен быть подготовлен и предоставлен на рассмотрение Правительства в декабре 2013 г. Для разработки ключевой стратегии отрасли министерством была привлечена компания Strategy Partners Group.
Подробно о проводимой компанией работе, которая началась в августе этого года, рассказал Владимир Батхин, руководитель проектов Strategy Partners Group. Химическая промышленность – главный сектор реальной экономики, который как в РФ, так и в мире может стать существенной точкой роста. В России в случае импортозамещения и «полимеризации» спроса по имеющимся оценкам сектор полимеров мог бы обеспечить рост до 6-7% в год в период 2010-2015 гг. Поэтому отрасли должно уделяться гораздо большее внимание, чем это происходит сейчас, в том числе на уровне принимающих решения государственных лиц.
Производство и потребление продукции химической промышленности в России в разы отстает от мировых лидеров по всем ключевым показателям. В сегменте полимеров ситуация наиболее критическая, при этом данный сектор имеет огромный потенциал роста. По данным за 2012 г. объем импорта полимеров и продуктов их переработки в Россию превосходит объем российского экспорта в 5,5 раз. Импорт представлен преимущественно продукцией верхних переделов с высокой добавленной стоимостью, а экспорт – продукцией нижних переделов с низкой добавленной стоимостью.
По словам спикера, есть три ключевые проблемы, которые мешают росту подотрасли. Во-первых, «разобщенность» нижних и верхних переделов. Внутренние цены на сырье для переработчиков выше европейских, более половины объема потребления отдельных марок полимеров приходится импортировать. В среднем маржа переработчиков в два раза ниже, чем производителей полимеров, по некоторым позициям доходность перерабатывающих предприятий балансирует на грани нуля, что никак не стимулирует приток инвестиций в данную сферу. Необходимо смещение фокуса от экспорта к внутреннему рынку. Мировое производство полиолефинов растет и к 2020 г. прогнозируется профицит около 5 млн т, что грозит РФ потерей потенциального рынка сбыта из-за высокой конкуренции более дешевого сырья с Ближнего Востока и США.
Во-вторых, высокие тарифы на электроэнергию и ж/д перевозки снижают конкурентоспособность отечественных производителей на мировом и внутреннем рынках. В третьих, неразвитый спрос на полимерную продукцию не позволяет использовать потенциал внутреннего рынка в полном объеме.
Согласно видению Strategy Partners Group, в портфеле инициатив для оптимизации ситуации в отрасли ключевыми направлениями являются: содействие формированию химических кластеров, оптимизация торгового регулирования и обновление отраслевых стандартов. Также в числе приоритетных задач стратегии: поддержка инвестиционных проектов и стимулирование инноваций, повышение доступности инфраструктуры, поддержка программ смежных отраслей и развитие человеческих ресурсов.
По словам г-на Батхина, к концу октября будет подготовлен проект документа и, с целью получить конструктивную обратную связь, он будет разослан отраслевому сообществу. Также в ноябре будет проходить согласование проекта стратегии с различными министерствами и ведомствами. Эксперт отдельно подчеркнул, что предварительный пакет документов является рабочим инструментом, и призвал всех представителей бизнеса активно присылать свои рекомендации и предложения. Возможность максимально представить свои интересы есть у участников рынка до конца октября. При этом спикер с сожалением отметил, что на отправленный в сентябре Strategy Partners Group запрос пластпереработчики не отреагировали должным образом, единственным исключением стала компания «Казаньоргсинтез». Также с группой «Полипластик» была проведена серия интервью, в ходе которых были выявлены основные проблемы отрасли и определены ключевые меры государственной поддержки, отвечающие требованиям пластпереработчиков.
В ходе возникшей далее дискуссии выяснился интересный момент. На высказанные генеральным директором «Регент нетканые материалы» Александром Марковым, и поддержанные другими участниками Форума, сомнения по поводу компетенций Strategy Partners Group для проводимой работы, господа Батхин и Потапкин ответили, что вопрос на самом деле не в компетенциях, которых достаточно. Речь идет о недостаточной активности самого бизнес-сообщества, без предложений которого конкретизировать стратегию и учесть нюансы и особенности российского бизнеса невозможно. То есть авторы стратегии говорили об отсутствии рекомендаций со стороны переработчиков, при этом переработчики утверждали, что запросы с подобной инициативой к ним не поступали.
По словам г-на Кильзие, предъявлять претензии к консультантам бессмысленно. Здесь важна заинтересованность непосредственно Минпромторга, Минэкономразвития и Минэнерго. Однако попытки переработчиков донести конкретные проблемы до властей «перевыставляются» консультантам. Как еще раз подтвердила практика, относительно видения рынка полимеров государство и бизнес живут в разных измерениях. Такое положение вещей загоняет отрасль в острый кризис, и для выхода из него нужны конкретные краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные меры. Решить проблемы обобщенной стратегией с огромным горизонтом планирования невозможно. Глава «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» еще раз призвал представителей государства внимательней слушать представителей бизнеса, для этого, в частности, и собран сегодняшний Форум.
После представителей регулирующих организаций свое видение перспектив развития отрасли озвучили представители бизнеса. Так, доклад президента Группы «Полипластик» Мирона Гориловского был посвящен решению проблем деградации инфраструктуры ЖКХ и роста тарифов. В первую очередь эксперт рассказал о заседании Президиума Совета при Президенте РФ на Климовском трубном заводе, который высокая комиссия во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым посетила 1 октября 2013 г. Многие из приехавших на завод чиновников в первый раз увидели полиэтиленовую трубу и были удивлены реальному многообразию и возможностям технологий. Помимо значительных преимуществ использования ПЭ труб для теплового, водо- и газоснабжении, на самом высоком уровне удалось представить новую схему финансирования модернизации коммунальных систем ЖКХ. Суть которой состоит в том, что теплоснабжающей организацией заключается договор на поставку полимерных труб и комплектующих без предоплаты под срочные обязательства ТСО — на срок до 30 месяцев. Организация производит замену трубопроводов, а затем осуществляет расчет по обязательствам по договору поставки. Таким образом, решается важная инфраструктурная проблема замены труб без участия государственных денег. Однако поставщик труб в данном случае должен обладать значительными капиталами. И вот здесь подключается государство, которое призвано обеспечить возможность получения долгосрочных кредитов по разумной ставке при неизменности тарифов с учетом инфляции до полного возврата инвестиций. Такая схема обеспечивает вливание денег в реальные объекты без риска нецелевого использования средств или завышения сметной стоимости.
По словам г-на Гориловского, инвестировать по такому сценарию согласны как отечественные, так и зарубежные компании. Например, «Фортис» готов вложить 2,5 млрд долл. только в модернизацию тепловых сетей. Пластиковая тепловая труба дает самую быструю в сегменте отдачу. Распределительные трубопроводы за 4-5 лет позволяют полностью закрыть инвестицию, включая проценты, без повышения тарифов!
Инициировать запуск предложенной схемы необходимо на государственном уровне с предоставлением неизменных гарантий по соблюдению стартовых условий. К сожалению, в России уже сложился прецедент в секторе электроэнергетики, когда правила начинали меняться до наступления оговоренных сроков, нарушая запланированную экономику проектов.
Сегодня «Полипластик» ведет переговоры о перекладке основных коммунальных сетей в небольшом подмосковном городе (40-50 тыс. жителей), создавая практический пример на уровне областного правительства. Также есть планы на уровне Минрегиона договориться о перекладке труб в городе с населением около 150 тыс. жителей, обеспечив образец уже федерального масштаба.
Помимо этого, докладчик обозначил острую необходимость усовершенствования стандартов и требований к качеству выпускаемой трубной продукции и самим производителям. По его мнению, за рубежом уже существуют налаженные системы решений, которые можно перенять и с успехом использовать в нашей стране.
О проблемах развития полимерной индустрии в России рассказал руководитель направления «Полимерная изоляция» Корпорации ТехноНиколь Василий Ткачев. Ежегодный оборот корпорации составляет 60 млрд руб., в своем распоряжении компания имеет 37 заводов и 14 производственных направлений, основными из которых являются ПБВ, XPS (теплоизоляция) и ПВХ (мембраны). По объему номенклатур полимеры присутствуют в 95% марок выпускаемой продукции.
Емкость российского рынка ПБВ составляет 130 тыс. т при росте 25% в 2013г. (по сравнению с 2012г.). Среди основных проблем данного сегмента эксперт выделил недостаточное финансирование со стороны государства при строительстве дорог; отсутствие жестких нормативных требований по применению ПБВ на особо нагруженных трассах; строительство объектов транспортной инфраструктуры без применения контракта жизненного цикла.
По оценкам корпорации российский рынок теплоизоляции на основе XPS составляет 4,3 млн м3 при росте 10% в 2013г. (по отношению к 2012г.), потребность рынка в полистироле общего назначения – 135 тыс. т ежегодно. К основным проблемам, мешающим развитию данного сегмента, г-н Ткачев отнес отсутствие организованного и цивилизованного рынка сбора вторичных полимеров (к примеру, в Китае 50% сырья для XPS составляет вторичный полистирол) и отсутствие господдержки новых инвестиционных проектов по глубокой переработке нефти в полимеры, ограничивающее количество предложений сырья на отечественном рынке. Высокие тарифы на ж/д перевозки и существующие жесткие требования к негорючести продукции, применяемой в строительстве, закрывающие вход инновационным материалам, также не способствуют развитию полимерной индустрии.
Касательно рынка ПВХ-мембран эксперт сообщил, что фактически импортировать готовую продукцию ПВХ в РФ выгоднее, чем осуществлять переработку внутри страны. Отечественные мощности по производству мембран в большинстве своем устарели и на них выпускаются не отвечающие современным требованиям продукты. Помимо этого на рынке существует «атавизм» - квоты на поставку от производителей сырья, а также 10% заградительные пошлины на вывоз готового материала, мешающие российским производителям конкурировать на внешних рынках. По оценкам эксперта денежный оборот рынка ПВХ–мембран к 2017 году может вырасти до 8-9 млрд руб.
Далее генеральный директор компании «Ретал» Виктор Тё представил новую ассоциацию - Некоммерческое партнерство по развитию индустрии полиэтилентерефталата - АРПЭТ и ее председателя Виктора Керницкого, который выступил с совместно-подготовленным докладом о применении и перспективах ПЭТ в России. Мировое производство ПЭТ пищевого назначения превысило 18 млн т. Удельное потребление ПЭТ в России еще существенно отстает от передовых стран. Четыре отечественных производства имеют суммарную производительность около 540 тыс. т в год при объеме потребления более 580 тыс. т в год. Рынок бутылочного ПЭТ оценивается в 2 млрд долл. и растет приблизительно на 6% ежегодно. Отечественный рынок всех видов упаковки оценивается в 14 млрд долл., из них на пластики приходится порядка 39%. В условиях высоких энерготарифов одним из важнейших коммерческих преимуществ ПЭТ являются низкие затраты дорогой электроэнергии на его производство. ПЭТ пищевого назначения применяется без ограничений во всем мире, что также позволяет говорить о его перспективах и для российского рынка. Однако для дальнейшего развития производств ПЭТ потребуется рост производства мономеров, что будет способствовать развитию высоких переделов в нефтехимии.
В ходе своей презентации г-н Керницкий привел интересный факт, сравнивая количество затрачиваемой электроэнергии на производство 1 т материала и возможные потенциалы переработки на примере алюминия, бумаги, стекла и ПЭТ. Самым низкозатратным по потреблению электроэнергии (менее 1 Мвт/час) и максимально возможным потенциалом переработки (100%) продуктом является ПЭТ. В то время как для производства 1 т алюминия требуется 20 Мвт/час (потенциал переработки 100%), бумаги - 2 Мвт/час (потенциал переработки – 50%), стекла - 1,2 Мвт/час (потенциал переработки – 80%).
Говоря о полиэфирных волокнах и нитях, г-н Керницкий отметил, что в данном сегменте потребление превышает производство более чем на 160 тыс. т. Выпуск текстильного ПЭТ в России полностью отсутствует, для штапеля и нетканых материалов используется импортный материал или отходы бутылочного ПЭТ. При этом эксперт считает, что на рынке намечаются неплохие перспективы для развития данного сектора.
Среди заявленных потенциально возможных проектов по производству ПЭТ в России: реконструкция «Полиэф» с увеличением производительности до 210 тыс. т в год, завод «Этана», потенциальный проект «ОНК» (ТФК+ПЭТ).
В своем выступлении генеральный директор «Центрополимер» Алексей Завьялов заметил, что его компании принятые ранее программы развития бизнеса не помогли. По его мнению, главные задачи государства – это создание в стране деловой атмосферы: обеспечение разумных инфраструктурных тарифов, в частности, на железнодорожные перевозки и электроэнергию, оптимального режима налогообложения и тарифного регулирования. Именно эти моменты должны эффективно контролироваться государственными органами, тогда и бизнес будет успешно развиваться.
Начальник управления стратегического развития «ОНК» Георгий Елисеев сообщил, что уже в 2013 г. мощности по выпуску ПП превысят внутренний спрос, что в дальнейшем приведет к чистому экспорту из РФ полипропилена в объеме 1-2 млн т в год. Мировой спрос в 2013-2020 гг. по прогнозам будет прирастать на 2,3-3,1 млн т в год, что позволит экспортировать до 2 млн т ПП в год из России. При этом в России остаются определенные сложные марки полипропилена, которые будут импортироваться в любом случае, поскольку их собственного производства в РФ нет и не предвидится.
По душевому потреблению ПП Россия отстает не только от Европы, но и от других стран БРИКС и развивающихся стран, таких как Турция, Таиланд и Мексика. Однако рост мощностей по производству ПП в России усилит конкуренцию на внутреннем рынке, повысит инвестиционную привлекательность сектора переработки и приведет к росту потребления полимеров.
Генеральный директор ГК «Кронос» Андрей Лапин оценил потенциал полимерной отрасли в свете стимулирования развития отечественного сельского хозяйства. Денежный оборот рынка листового поликарбоната (ЛСПК) в 2013 г. составит 13 млрд руб., 70% поликарбоната пойдет на создание закрытого грунта. Сегодня рынок тепличных овощей в России составляет 80 млрд руб., из них на отечественное производство приходится 30 млрд руб., а на импорт – 50 млрд. руб. Увеличение использования промышленных теплиц позволит только за счет импортозамещения нарастить собственное производство овощей в 2,5 раза, а также увеличить потенциал рынка ЛСПК на 5 млрд руб. в год.
О ситуации на рынке вторичных полимеров в России рассказал Равиль Фехретдинов, коммерческий директор завода «ЭкоТехнологии». Количество полимерных отходов и объемы применения позволяют создавать масштабную, привлекательную для инвестиций переработку. Многие полимеры пригодны для вторичной переработки без существенной потери свойств, и число сфер использования вторполимеров постоянно растет. С экологической точки зрения многие полимеры плохо или вообще не разлагаются, что также говорит о необходимости организации рециклинга.
Ежегодно в России образуется порядка 53 млн т ТБО. Объем содержащихся в них полезных фракций - около 20 млн т, из них полимеров - около 5 млн т. По данным на июнь 2013 г. собирается и перерабатывается в год около 450 тыс. т полимеров, т.е. около 10% от всего объема.
Высокие цены на первичное сырье и недостаток вторички, которую мы закупаем за рубежом, казалось бы, обеспечивают высокую маржу между ценой закупки сырья из ТБО и ценами реализации. Однако в России физически доступные на сегодня объемы сбора всё ещё не позволяют создавать коммерчески прибыльное рециклинговое производство.
Индустрию нетканых материалов в РФ представил генеральный директор «Регент Нетканые Материалы» Александр Марков. В российской структуре потребления 29% нетканых материалов приходится на строительный сегмент, 24% - аграрный, 22% - на гигиену, 16% - на промышленность и 9% - на медицину. В Европе сектор гигиены является определяющим и занимает 68% рынка, в абсолютных долях рынок нетканых материалов Европы превосходит РФ в 15-20 раз. Потребление средств детской и женской гигиены в Росси растет, и значительный потенциал роста у нетканых материалов имеется, в том числе и за счет импортозамещения. Однако сдерживающим фактором роста российского производства являются неконкурентные цены на сырье. Доля ПП в нетканых материалах достигает 80%. Наблюдается простой выстроенных иностранными фирмами производственных линий. Несмотря на уже вложенные инвестиции, компаниям выгоднее выпускать продукцию в других странах, тем более таможенные пошлины создают для ввоза товара благоприятный режим. Таможенная пошлина на ввоз в РФ готовой продукции (детские подгузники, средства гигиены) составляет 5%, пошлина на ввоз основного сырья для нетканых материалов – 9,1%. По словам г-на Маркова, производство в России станет конкурентным, если стоимость ПП будет на уровне 40-50 тыс. руб. за т.
Руслан Халилов, генеральный директор Фонда Прямых Инвестиций, обратил внимание участников мероприятия, что химический и нефтехимический комплекс на сегодняшний день является базовым сегментом российской промышленности, который закладывает основы ее долгосрочного и стабильного развития. За последние пять лет потребление полимеров в России, исключая кризисный год, росло на 10–15% в год. В республике Татарстан поставлена задача по увеличению объемов переработки полимеров до 30%. Также г-н Халилов рассказал об успешно реализованных фондом полимерных проектах: заводе «Волжанин» (производство оборудования для стыковой сварки полиэтиленовых труб), заводе «МультиПласт» (производство изделий из древесно-полимерного композита), а также о самом глобальном и перспективном проекте – Индустриальном парке М-7. Осенью 2011 года парк был запущен в эксплуатацию и первые резиденты начали строительство своих производств. Г-н Халилов также отметил, что на территории Индустриального парка М-7 еще достаточно площадей для размещения предприятий в сфере обработки и переработки пластмасс.
Свое видение особенностей взаимодействия производителей и переработчиков полимеров на российском рынке и роли государства представил член Экспертного совета «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Александр Килячков. Одной из проблем переработчиков полимеров является широкое разделение компетенций регулирующих органов. Официально отрасль курируют Минэнерго и Минэкономразвития России, фактически также участвуют Минтранс и Минрегион. По мнению эксперта, проанализировав ключевые отраслевые документы, можно сделать вывод, что у государства есть детальное понимание полимерной отрасли. Однако разумно прописанные поручения не работают, чему аналитик называет две причины: формальное отношение к их исполнению и отсутствие привязки поручений к финансово-коммерческим механизмам реализации.
Основной интерес переработчика – иметь желательно растущую прибыль в стабильных экономических условиях. Другими словами – это растущий рынок сбыта и стабильные поставки качественного сырьевого ресурса по адекватной цене. На корпоративном уровне задача переработчика - наладить постоянный контакт и обратную связь с производителями полимеров, когда производитель сможет учитывать интерес переработчика в ассортименте, объемах и качестве продукции. Отдельные крупные производители уже пытаются «развернуться лицом» к отечественным переработчикам, понимая выгоды развития внутреннего потребления.
Способствовать развитию отрасли в глобальном масштабе переработчики могут через участие в формировании государственных стратегий и программ, одна из которых - «Стратегия развития нефтегазохимии РФ на период до 2030 г.». Документ является рабочим тогда, когда в его создании принимают участие те, на кого он направлен. Более того, на протяжении времени программы должны корректироваться с учетом реального положения на рынке, подчеркнул г-н Килячков.
Отвечая на вопрос участников о ближайших перспективах рынка, эксперт отметил, что в среднесрочной перспективе ожидается избыток наиболее ходовых марок по ПП, и по ПЭ, в случае успешной реализации заявленных проектов. По всем остальным ключевым пластикам, а также по специальным маркам полиолефинов ожидается дефицит, который будет покрываться за счет импорта. В средне- и долгосрочной перспективе российским предприятиям целесообразно освоить производство специальных марок, добавил он. В ближайшие несколько лет также очевиден жесточайший дефицит квалифицированных кадров.
По окончании сессии выступлений участникам конференции был представлен проект резолюции со стороны участников полимерной отрасли, включающий пакет предложений в «Стратегию развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 г.». Финальный вариант резолюции будет сформирован с учетом поступивших по итогам мероприятия предложений и направлен в Министерство промышленности и торговли РФ в течение 10 дней после закрытия Форума.