Минэнерго до конца мая подготовит пакет предложений по возвращению на российский рынок топлива стандарта «Евро-2», которое с этого года запрещено продавать в стране. Это одна из мер по решению проблемы топливного дефицита, сообщил замминистра Сергей Кудряшов.

На позапрошлой неделе как минимум в 10 регионах России возник дефицит нефтепродуктов. На прошлой неделе в большинстве регионов проблема была решена, сообщил в четверг вице-премьер Игорь Сечин. А вот роста цен на топливо избежать не удалось. Средняя стоимость бензина только за последнюю неделю апреля выросла на 2,8%. Больше всего подорожал народный Аи-92 (на 2,9%).

Одной из причин дефицита сотрудники нефтяных компаний называли запрет на торговлю топливом ниже класса «Евро-3», cообщают «Ведомости». Не все компании успели модернизировать НПЗ под выпуск бензинов более высокого класса, сетовали они. Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Башнефти» не комментировали эту информацию. А Кудряшов согласился, что частично причина дефицита — в отставании модернизации заводов от ранее заявленных планов.

Чтобы стабилизировать ситуацию с топливом в стране, и было решено разрешить торговлю «Евро-2», сказал Кудряшов. Но акцизы на него будут существенно подняты, предупредил он, а на «Евро-3», наоборот, снижены. Сейчас, по данным ИАЦ «Кортес», акциз на тонну нефтепродуктов классом ниже «Евро-3» составляет 5995 руб., на «Евро-3» — 5672 руб. Разница в ставках будет не 300 руб., а около 2000 руб., пообещал Кудряшов: например, с тонны топлива «Евро-3» компании будут платить 5000 руб., а «Евро-2» — 7000 руб. Это, по мнению Кудряшова, будет стимулом для компаний повышать глубину переработки, ведь это даст преимущество тем, кто уже производит более качественное топливо. «Цены на заправках будут примерно одинаковые, но те, кто производит “Евро-2”, должны будут платить повышенный акциз, скажем 2 руб. с литра», — объяснил замминистра.

Представитель «Роснефти» позитивно оценивает инициативу министерства. «Наша компания смогла бы производить порядка 350 000 т нефтепродуктов стандарта “Евро-2” в год дополнительно к производимым сейчас объемам “Евро-3”, — уточнил он. — То есть мы бы могли поучаствовать в решении проблемы топливного дефицита». При этом все существующие планы по модернизации НПЗ «Роснефть» сохранит, обещает он.

Представители «Газпром нефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Башнефти» на запросы не ответили. Но до этого нефтяники ратовали за продление продаж «Евро-2». Идея с акцизами хорошая, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов: их дифференциация будет стимулом для увеличения глубины переработки. Но есть у проекта и риски, добавляет эксперт: снизить производство топлива «Евро-2» нефтяники могут не в пользу бензинов более высокого класса, а в пользу нафты, вакуумного газойля или мазута, которые при нынешних пошлинах экспортировать по-прежнему выгодно.