фас. авиатопливо

Федеральная антимонопольная служба не нашла злоупотреблений в ситуации с ростом цен на авиакеросин, сообщает ТАСС со ссылкой на начальника управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрия Махонина.

«Мы пока каких-то злоупотреблений на рынке не видим. Все связано с балансом спроса и предложения на рынке», — сообщил Махонин. По его словам, еще несколько компаний не предоставили данные, но имеющаяся информация позволяют говорить, что ситуация сложилась из-за высокого спроса на рынке. «Мы фиксируем (высокий) спрос на авиационный керосин в этом году из-за роста перевозок гражданской авиации, следим за ситуацией, анализируем внебиржевые сделки», — добавил Махонин.

Проверка проводилась в связи с жалобой авиакомпании S7 на резкий рост авитоплива в 2017 году. 12 декабря совладелица авиакомпании S7 Наталия Филева назвала цены на авиатопливо «запредельными». Причины повышения цен Филева видит в «сговоре» нефтяных компаний. «Нефтяников всего три организации — «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ — все, больше никого нет. Я считаю, что это сговор», — заявила она. С соответствующей жалобой S7 обратилась в Федеральную антимонопольную службу.

Тогда Махонин говорил, что антимонопольная служба на постоянной основе проводит мониторинг индикаторов рынка нефтепродуктов. Ведомство запросило информацию на предмет обоснованности цен на авиакеросин у нефтяных компаний, которую должны были предоставить до 15 декабря.

Представитель S7 не ответила на звонок. Представитель «Газпром нефти» не ответил на запрос.

К концу ноября индекс цен на керосин в аэропортах Московского авиаузла (определяется Санкт-Петербургской Международной Товарно-Сырьевой биржей, СПбМТСБ) вырос по сравнению с началом июня на 23%, до 43 тыс. руб. за тонну. Средняя стоимость авиатоплива в московских аэропортах, по данным Росавиации на ноябрь, составила 42,4 тыс. руб. за тонну. В начале декабря антимонопольное ведомство разослало нефтяным компаниям письмо, в котором требовало у них экономически обосновать рост цен, наблюдавшийся на внутреннем рынке в последние недели. В результате 4 декабря началось резкое падение цен, лидерами которого стал авиакеросин и бензин АИ-95.

14 декабря в пресс-службе ЛУКОЙЛа РБК сообщили, что рост цен на авиакеросин обусловлен «исключительно» влиянием рыночной конъюнктуры: динамикой цен на нефть и нефтепродукты. Мировые цены на авиакеросин выросли более чем на 30% за последние полгода, указывал представитель компании. Со своей стороны ЛУКОЙЛ приложил все усилия для удовлетворения внутреннего спроса на российском рынке, подчеркивал он: в 2017 году компания нарастила производство авиакеросина на 25%, рост объемов продаж этой продукции через биржевые торги в России составил около 40%.

В пресс-службе «Роснефти» также отметили, что при формировании цен на авиакеросин для заправки авиакомпаний в российских аэропортах «РН-Аэро» использует формулу с привязкой к котировкам внутрироссийской или международной биржи. «Данный подход позволяет обеспечить прозрачное и справедливое ценообразование на рынке авиатопливообеспечения», — отметил представитель компании.