Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует пресечь схему, которая позволяет нефтяным компаниям симулировать продажи топлива на бирже. Как рассказал начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, речь идет о том, чтобы запретить крупным поставщикам через биржу продавать нефтепродукты своим же структурам. По оценкам ФАС, такие сделки составляют от 2 до 10% месячных торгов. Запрет может заметно подстегнуть рост биржевых поставок, а значит, в перспективе и снизить среднюю стоимость топлива на торгах. Соответствующая поправка в приказ ФАС «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов», вступивший в действие в 2015 году, пока проходит обсуждение с Минэнерго и заработает, вероятно, к концу года.
С 2015 года для нефтяников действует жесткий порог минимальных ежемесячных продаж на бирже. Так, по бензину он составляет не менее 10% от всего выработанного топлива, а для дизеля — всего 5%. Компании, как правило, превышают эти нормативы — по бензину, к примеру, объемы продаж доходят до 15–20%, пояснил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Однако до 20% всего биржевого объема крупнейшие поставщики каждый месяц реализуют либо друг другу, либо своим сбытовым «дочкам», другими словами — мимо рынка, сказал эксперт.
ФАС не хочет считать такие продажи биржевыми. Как следует из протокола биржевого комитета службы, ведомство предлагает не учитывать их в минимальном нормативе продаж на бирже, утвержденном для поставщиков в 2015 году. Речь идет не только о бензине и дизеле — поправки также коснутся продаж мазута, авиационного керосина и жидкого газа (СУГ).
— Такие сделки, по сути, фиктивны и вряд ли могут считаться биржевыми. Как только мы закончим обсуждение поправок в наше совместное (с Минэнерго) постановление и примем его, это даст увеличение продаж в рынок как минимум на 10% и будет сдерживать стоимость топлива от роста, — рассказал начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.
С утверждением поправок нефтяники лишатся важного рычага влияния на биржевые цены, говорит знакомый с предложениями трейдер, пожелавший остаться неизвестным. Часть сделок проходит по фиктивной схеме: топливо покупается неизвестным ООО, а после выхода с биржи отправляется обратно поставщику или же другой нефтекомпании. В подобных сделках стоимость топлива завышается, это создает на рынке ажиотаж, что, в свою очередь, толкает биржевые цены вверх и позволяет поставщикам продавать всё, и не только биржевое топливо, намного дороже (внебиржевые сделки по цене ориентируются на биржевые), поясняет он.
Нефтекомпании выступают резко против предложения ФАС и уже готовят отрицательные заключения, рассказал другой собеседник в отрасли. Вносить такие изменения в приказ нецелесообразно, заявил представитель компании «Газпром газэнергосеть»: продавец не знает своего покупателя до момента получения реестра совершенных сделок и не может отвечать за последствия таких сделок, полагает он. Что касается закупки объемов топлива у доминирующих компаний, то это крайне редкий случай, к тому же закупка происходит в дополнительную сессию торгов, когда стоимость сделки не влияет на биржу в целом, отметили в компании.
В «Лукойле» отказались от комментариев, представители участвующих в обсуждениях «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Сибура», «Татнефти» и ННК не ответили на запрос.
Продажи нефтепродуктов через биржу постепенно растут. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, за первое полугодие этого года поставки на биржу выросли на 11,8%, до 9 млн т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе бензина — на 11%, до 3,9 млн т, а дизтоплива — на 6,2%, до 2,8 млн т.
Влияние на цены есть — в целом такие сделки занимают до 20% от всех торгов, не согласен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, идея вывести такие торги за биржу обсуждалась еще в 2015 году, но была одобрена ФАС только сейчас.
— Очевидно, что такие продажи лишь разогревают рынок, но непосредственно в него не уходят, а раз не уходят — то предложение на рынке уменьшается. Если же эти предложения будут реализованы, это сделает формирование биржевых индикаторов более рыночным и не позволит увеличивать цены, — считает он.
Принятие предложенных инициатив будет означать лишь прорыв первой линии обороны нефтяных компаний, заявил «Известиям» гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
— Более перспективной выглядит инициатива, касающаяся закрепления норматива биржевых продаж автобензина на уровне от 15% от производства — если продажи бензина «в рынок» меньше этой пороговой величины, у рынка начинаются проблемы, — пояснил он.
Системно решить проблемы в работе топливного рынка может повышение нормативов биржевых продаж автобензина и дизельного топлива как минимум до 50% от объема их внутреннего потребления, считает эксперт.